Рецензия на книгу
Петербург
Андрей Белый
Аноним19 мая 2021 г.Образец русского модернизма и символизма, который отлично идёт в компании с «Улиссом» и сериалом «Майти Буш» (да, у них больше общего, чем можно вообразить). Сюжетность, конечно, здесь не на первых ролях, форма определённо довлеет, при этом в событийности роману не откажешь. Текст поэтический, будто состоящий из снов, видений, теней и тумана. В главной роли - Петербург, «колыбель» не только революций, но и полумистических легенд (и немного психических расстройств). Город здесь одновременно будто и выдуман, и хорошо узнаваем.
Как я уже написала выше, событий в романе достаточно, однако собирать их в единую сюжетную нить придётся по фрагментам, по крупицам, по обрывочным диалогам, отделяя видения от реальности. А о чём вообще речь-то в романе? Октябрь 1905 года. Некая террористическая организация планирует убийство высокого чиновника Аполлона Аполлоновича Аблеухова. Совершить это деяние должен сын чиновника, некогда давший такое обещание. Что из этого выйдет и поднимется ли сыновья рука на родного отца?
Роман содержит множество отсылок от Достоевского с его «Бесами» до философских учений. Однако не стоит бояться, что вы чего-то не уловите или не узнаете, как и любое выдающееся произведение, оно хорошо читается на разных уровнях. Несмотря на архаичный язык, читать несложно, но книга требует полного погружения и готовности к символистским причудам.
Мне роман понравился, особенно в тех местах, где так точно и знакомо описан город. «Петербургская улица осенью - проницает, и леденит костный мозг, и щекочет; как скоро с ней попадёшь в помещение, улица в жилах течёт лихорадкой». Да, что-то в этом городе и за сотню лет не меняется.
162K