Рецензия на книгу
Убийство на Эйфелевой башне
Клод Изнер
Аноним18 мая 2021 г."Все жанры хороши, кроме скучного"
Ретро-детектив от сестёр Лилиан Корб и Лоранс Лефевр, пишущих под псевдонимом Клод Изнер. В России книга выходила с положительным отзывом Акунина на обложке, отрицать популярность которого невозможно, а потому его слова имеют вес для поклонников жанра.
Не являясь большим любителем детективов, тем не менее, открывала книгу с предвкушением насладиться запутанной головоломкой в декорациях Парижа конца XIX века. Что ж. Декорации были более впечатляющими, чем головоломка и, собственно, сюжет.
1889 год. В Париже проходит Всемирная выставка, венцом которой становится открытие Эйфелевой башни, той самой, что станет символом города на века. Выставку ежедневно посещают тысячи любопытных, город полон иностранцев, посетители часами отстаивают в очередях, лишь бы только расписаться в "Золотой книге" на одной из платформ башни. И в это самое время в Париже начинают происходить загадочные убийства. Одной из первых жертв становится бедная вдова, сопровождавшая на выставку троих детей своей сестры. Женщине стало дурно прямо посреди толпы, что-то кольнуло её в шею. С криком: "Пчела!", она падает и…умирает. Однако, на следующий день газеты получают анонимное письмо с намёком, что смерть вдовы не была естественной. Может быть, полиция и остановилась бы на версии пчелы-убийцы, если бы не череда последующих смертей. Владелец книжной лавки Виктор Легри, сопоставив некоторые факты, приходит к выводу, что жертвами становятся люди, расписавшиеся в "Золотой книге гостей"…
Увы, краткий пересказ сюжета звучит лучше, чем он есть на самом деле. Текст написан очень неровно, рвано, сумбурно, до того, что подчас нить повествования ускользает и следить за действиями сложно. А еще - скучно. Не получилось у авторов создать живую и захватывающую историю. Да, много фактов и деталей, относящихся к тому периоду, но как-то это всё нарочито и искусственно, настолько, что постоянное упоминание исторических моментов, парижских улиц, событий выставки заслоняет и вытесняет саму историю.
Герои никак не хотят запоминаться также как и их логические (и не очень) размышления, за ходом которых следить еще сложнее, чем за сюжетом. Не говорю уж о том, что одна из героинь из "томной блондинки" иной раз превращалась в женщину, с волосами воронова крыла. То ли сёстры писали каждая свою часть и потом не сопоставляли, то ли еще что, непонятно. Очень может быть, что и "заслуга" переводчиков и редакторов, не только авторов, в том, что текст получился неживым и непоследовательным: меблирашки вместо более уместного, на мой взгляд, термина "меблированные комнаты"; имя Таша главной героини с русскими корнями, которое никак не склонялось, возможно, читать следовало, как ТашА Херсон. Возможно… А постоянные цЫновки просто резали глаз.Что касается интриги… В целом задумка была неплоха, но вот логика немного хромала и вышло как-то слабо и неубедительно. Не очень понятно, зачем, собственно, понадобились все эти смерти, исходя из причины. Однако, спасибо сёстрам, всё-таки они оставили читателям возможность поиграть в детектива и вычислить убийцу. В остальном же очень средне. Расследование Виктором ведется нервно и скомканно, прерываясь то и дело на амурные дела, возникшие из ничего, с первого взгляда и как-то уж очень вдруг. Ни за тем, ни за другим следить не особо интересно. Острых моментов в книге практически нет, что сводит уже скучное повествование в разряд нудного. И, поскольку, сюжет не только запутан, но еще и очень неясно рассказан, за героев, смазанных и безликих, невозможно переживать. Даже несмотря на то, что авторы старались сделать персонажей запоминающимися, в итоге они переборщили: среди едва ли дюжины основных действующих лиц мы встречаем уже упомянутую мадемуазель ТашА Херсон, есть и один японец, еще серб, русский коллекционер. Между ними мечется бедняга Легри, кидаясь из крайности в крайность, по наитию, начиная следить то за тем, то за другим. Спасибо, что случай время от времени подбрасывает ему намёки, ибо, увы Легри не только не хватает яркой харизматичности Холмса или Пуаро, но и дедуктивными способностями он тоже не блещет.
"Все жанры хороши, кроме скучного", говаривал соотечественник авторов данного романа господин Вольтер. Как бы сёстры не старались, "Убийство на Эйфелевой башне" получилось серым, проходным и да, скучным детективом.
3141