Рецензия на книгу
The Queen's Gambit
Walter Tevis
Аноним16 мая 2021 г.Дар или испытание?
"Почему стоит прочесть эту книгу?" - я задавалась этим вопросом на протяжении всего процесса.
Она не для того, чтобы расширить вселенную сериала, если вы нашли её после него.
Она не для наслаждения авторским языком. Он не отталкивает, но и не восхищает.
Она даже не столько о шахматах. И обилие шахматной терминологии не создаёт ощущения, что "книга для избранных". Да, можно лишиться некоторого удовольствия, если знаешь только одну фигуру и её ход, но это не мешает получить удовольствие от другого.
Она наверное даже не для сюжета. Потому что он довольно цикличен. Основное полотно книги состоит из бытовой жизни Бэт и описания шахматных партий. А ещё много алкоголя и транквилизаторов. Но они вписываются в первый пункт.Тогда для чего она?
Например, подумать над рядом очень непростых конфликтов, даже если в них придётся всматриваться и вдумываться. Но если читатель хороший, вдумчивый, то ему не привыкать.А конфликтов здесь масса. И все они интересные.
Ребёнок и психотропные вещества. Развитие зависмости
Эту проблему мы получаем на вполне узаконенной основе. Ведём её через весь сюжет. И наверное весь ужас этого конфликта в том, что ребёнок не волен был выбирать принимать или не принимать. В том, что никто не думал про индивидуальную реакцию каждого. Не думаю, что Бет была такая одна, но предположим, что в этом наборе плохая карта выпала только ей. И на её примере мы видим, насколько опасно равнодушие. А к проблеме Бэт равнодушны абсолютно все.Дальше конфликты сопряжены с одарённостью героини. О каждом можно говорить отдельно.
Ограниченность одарённых
Странно звучит? Но зачастую это так и есть. И сам одарённый, и его окружение стремится развивать именно эту сильную сторону, полагая, что это гарантирует успешность и благополучие. Но по итогу мы получили личность, которая ничем вокруг не интересуется. Ей чужды другие увлечения. Вероятно, потому что за этим стоит страх не быть таким же успешным в чём-то другом, или потерять свой талант, позволив другим интересам с ним соперничать. В случае с Бэт ещё и осознание, что именно она обеспечивает семью своей гениальной игрой.Общество и одарённость
Конечно же это определённые ожидания окружения, общества. Постоянный страх потерять навыки, быть смещённым другими, боязнь ошибки. Жизнь в вечной конкуренции, погоне, страхе. В этом смысле одарённым ещё хуже, чем предпринимателям. Потому что если человек предприимчив - начнёт другое дело, усовершенствует нынешнее. А вот талант так разменять на другой не получится. И подняться выше определённой высоты. Остаётся только удерживаться, достигнув её. Надеяться, что твой противник не видит того, что видишь ты, оступится, проиграет. Элизабет живёт только этой надеждой. Оказаться лучше своего противника. А общество тем временем ждёт. Давит своим ожиданием. И неважно, кто это - случайные зрители или семья.Одарённость и будущее
Бэт задала правильный вопрос тому русскому мальчику, с которым играла. Что будет, если достигнуть вершины слишком рано? Куда стремиться дальше? О чём мечтать, кем быть, как строить свою жизнь после? Это наверное поражение многих гениев. Да и не только гениев. Похожий вопрос без ответа я задавала, когда читала Силу мечты .
После высоты остаётся только борьба за неё, потому что падать ниже гений уже не согласен.
Это как-то не было заметно в книге, но в сериале хорошо прослеживалась устроенность будущего многих людей из окружения героини, а у неё были только шахматы и зыбкая уверенность в том, что всё будет хорошо. А порой даже её не было из-за полного одиночества.Одиночество гения
Вытекает из предыдущего вопроса. Полностью ушедший в свою гениальность человек оказывается на опасной грани потери навыка выстраивания нормальных отношений. Вне игры и вне таланта. Вот для меня у Бэт не хватило каких-то человеческих качеств. Ей никто их не привил. Да, она сожалеет о смерти приёмной матери. Но в остальном ей как-то оказались чужды и благодарность, и сострадание, и эмпатия. У неё практически нет никаких отношений. Она обращается к людям и вообще вспоминает о них, только в самой критической точке. И то, когда помощь нужна ей самой. Или ей просто становится скучно, любопытно. Изредка в ней просыпается не только гениальное, но и человеческое. Но этому человеческому тяжело примениться, оно как ребёнок, который учится ходить и ещё боится отпустить руку родителя, поэтому предпочитает снова быстро спрятаться за надёжной "юбкой" гениальности.Вот ради этих и ещё множества проблем книгу стоит прочесть, чтобы над ними подумать. Именно это я и старалась делать, чтобы мозг не искал параллелей с Защитой Лужина . Ибо по слогу, нежностью и бережностью слова Набоков для меня превосходит очень многих. Своими нетипичными сравнениями, небанальными образами, не романтизированными ситуациями. Потому что вся мысленная игра в шахматы у Бэт - поклон в сторону партии света и тени, которую наблюдает Лужин у Набокова.
Я не могла не отметить этого не в укор, но с радостью, что Владимир Владимирович продолжает вдохновлять своим творчеством.7173