Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Headlong

Michael Frayn

  • Аватар пользователя
    Аноним16 ноября 2012 г.

    Поставила этой книге пять звёздочек только потому, что ни один искусствовед не может не восхититься такой книгой. Когда в художественной литературе речь заходит об искусстве, то есть вещи просто глупые (вроде "Кода да Винчи"), есть сносные детективы (как многочисленные романы Йена Пирса), есть, наконец, биографии великих художников разной степени ценности (начиная с Джорджо Вазари). Впервые, честно говоря, вижу книгу, где герой пытается проникнуть в смысл таинственной картины, ведя настоящее иконографическое расследование. Местами Фрейн даже перегибает палку - какие-то куски напоминают скорее научную статью, чем художественный текст (но статью интересную:-)).

    Не знаю, насколько неподготовленный читатель сможет проникнуться "Одержимым" (лучше всё время иметь под рукой увесистый альбом с картинами Брейгеля), но искусствовед почувствует восторг уже при упоминании священных имен Панофского, Дворжака и Фридлендера, а уж когда дело дойдёт до де Тольнея... Да что там, Фрейн даже объясняет разницу между иконографией и иконологией!


    Я размышляю, не попробовать ли объяснить Лоре разницу между иконографией и иконологией. Иконография, мог бы я ей сказать, учит нас, что старый диван и привязанная упаковочным шнуром дверца автомобиля олицетворяют бедность. Иконология же напоминает, что при иконографическом анализе нельзя не учитывать более широкий контекст, в том числе стиль и намерения автора; и глубинный смысл произведения, да и всякой вещи, часто бывает противоположен тому, каким он предстает на первый взгляд. Я добавил бы, что согласно иконографии, выражение её лица должно свидетельствовать об интересе к собеседнику. Иконология, в свою очередь, объясняет, что в данном конкретном контексте это закреплённое традицией выражение заинтересованности на самом деле передаёт насмешку.

    В чисто художественном смысле это неплохой, скорее психологический, чем детективный роман. Главный герой, в полном соответствии с названием книги, полностью охвачен своим желанием понять некую картину и завладеть ей. В общем-то, это очень грустная история о том, как страсть к искусству, как и сильная страсть к чему бы то ни было, может совершенно подчинить себе человека.

    14
    212