Рецензия на книгу
Дознание и другие пьесы
Петер Вайс
Аноним15 ноября 2012 г.Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада
Еще одна пьеса, которую лучше читать, чем смотреть. По крайней мере, фильм, поставленный по ней, не произвел на меня должного впечатления.
В основе пьесы Вайса лежит действительный случай. Наполеон, в лучших традициях всех времен и народов, не только сажал своих политических противников или возмутителей общественного спокойствия в тюрьмы, но и отправлял «на лечение» в психиатрические больницы. Маркиз де Сад был заключен в дом умалишенных в Шарантоне, но не предался унынию, а решил ставить спектакли. Весь Париж в 1808 году съезжался в лечебницу поглядеть столь необычное зрелище – пьесу, в которой играют сумасшедшие.
А теперь немного фантазии.
Занавес раскрывается и мы видим главных героев. В ванне лежит страдающий болезнью кожи Марат. Шарлотта Корде, которая по сценарию должна убить его кинжалом, часто впадает в катамозное состояние и передвигается по сцене с помощью двух сестер милосердия. Жак Ру – ярый революционер (и бывший священник) предстает перед нами в смирительной рубашке с завязанными рукавами, поверх которой накинуто некое подобие рясы. Четверо певцов – «Медведь», «Козел», «Петух» и «Соловей», Глашатай в костюме Арлекина, надетого поверх больничного халата, и прочая публика.
Начинается лицедейство.Шарлотта Корде все время пытается убить Марата, хотя по пьесе должна это сделать только в третьем акте. Маркиз де Сад ведет философские беседы с главным революционером, регулярно перебиваемые тирадами пациентов. В общем, шум и гам, как и полагается в сумасшедшем доме.
Д е С а д
Чтобы суметь отличить
истину от неправды,
нужно познать себя.
Я себя не познал,
и если порой мне кажется,
что я обнаружил истину,
я тотчас в ней сомневаюсь
и разрушаю собственное построенье.
Все, что мы делаем в жизни,
каждое наше действие –
есть лишь галлюцинация,
зыбкая тень того,
что нам хотелось бы делать.
….
П а ц и е н т
(быстро выпрыгивает вперед)
Человек –
это самый безумный,
самый жестокий,
самый опасный,
самый безжалостный зверь!
Я прожил на белом свете
несколько тысяч лет
и принимал участье,
наверно, в миллионах убийств!
Разбухла,
разбухла земля
от потрохов человеческих,
от гнойной, зловонной жижи.
Мы – те немногие,
Те очень немногие,
Кто остались в живых,
ходим по зыбкой трясине,
в которой завязли
бесчисленные покойники.
Повсюду, на каждом шагу
у нас под ногами — трупы,
пепел, истлевшие кости,
свалявшиеся волосы,
выбитые зубы,
проломленные черепа.
Человек обезумел!
Обезумевший зверь — человек!
Я – обезумевший зверь!...М а р а т
О, этот зуд! Этот проклятый зуд...
Пламенем жжет
кожу мою
лихорадка!
Горит голова!
Ты слышишь, Симона?
Обмакни повязку в раствор!
Остуди мою голову!
***
Складывается впечатление, что все говорят что-то умное, но никто не слышит друг друга. И только благодаря усилиям Глашатая и Хора, постоянно комментирующих действие, не теряется связующая нить повествования.
В общем, увлекательнейшее чтение с большим количеством современных параллелей.
Два иносказания – перемещение действия в прошлое и сумасшествие главных героев, позволили Вайсу, особо не стесняясь в выражениях, высказать все, что он думает. И публика это оценила, обеспечив пьесе оглушительный успех.
Если исходить из теории больших циклов, то мы как раз сейчас находимся в преддверии времен, когда «Марат/Сад» вновь будет актуален и востребован.
Но лучше, все-таки, прочитать заранее. :)12236