Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дознание и другие пьесы

Петер Вайс

  • Аватар пользователя
    Аноним15 ноября 2012 г.

    Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада

    Еще одна пьеса, которую лучше читать, чем смотреть. По крайней мере, фильм, поставленный по ней, не произвел на меня должного впечатления.

    В основе пьесы Вайса лежит действительный случай. Наполеон, в лучших традициях всех времен и народов, не только сажал своих политических противников или возмутителей общественного спокойствия в тюрьмы, но и отправлял «на лечение» в психиатрические больницы. Маркиз де Сад был заключен в дом умалишенных в Шарантоне, но не предался унынию, а решил ставить спектакли. Весь Париж в 1808 году съезжался в лечебницу поглядеть столь необычное зрелище – пьесу, в которой играют сумасшедшие.

    А теперь немного фантазии.
    Занавес раскрывается и мы видим главных героев. В ванне лежит страдающий болезнью кожи Марат. Шарлотта Корде, которая по сценарию должна убить его кинжалом, часто впадает в катамозное состояние и передвигается по сцене с помощью двух сестер милосердия. Жак Ру – ярый революционер (и бывший священник) предстает перед нами в смирительной рубашке с завязанными рукавами, поверх которой накинуто некое подобие рясы. Четверо певцов – «Медведь», «Козел», «Петух» и «Соловей», Глашатай в костюме Арлекина, надетого поверх больничного халата, и прочая публика.
    Начинается лицедейство.

    Дальше...

    Шарлотта Корде все время пытается убить Марата, хотя по пьесе должна это сделать только в третьем акте. Маркиз де Сад ведет философские беседы с главным революционером, регулярно перебиваемые тирадами пациентов. В общем, шум и гам, как и полагается в сумасшедшем доме.


    Д е С а д
    Чтобы суметь отличить
    истину от неправды,
    нужно познать себя.
    Я себя не познал,
    и если порой мне кажется,
    что я обнаружил истину,
    я тотчас в ней сомневаюсь
    и разрушаю собственное построенье.
    Все, что мы делаем в жизни,
    каждое наше действие –
    есть лишь галлюцинация,
    зыбкая тень того,
    что нам хотелось бы делать.
    ….
    П а ц и е н т
    (быстро выпрыгивает вперед)
    Человек –
    это самый безумный,
    самый жестокий,
    самый опасный,
    самый безжалостный зверь!
    Я прожил на белом свете
    несколько тысяч лет
    и принимал участье,
    наверно, в миллионах убийств!
    Разбухла,
    разбухла земля
    от потрохов человеческих,
    от гнойной, зловонной жижи.
    Мы – те немногие,
    Те очень немногие,
    Кто остались в живых,
    ходим по зыбкой трясине,
    в которой завязли
    бесчисленные покойники.
    Повсюду, на каждом шагу
    у нас под ногами — трупы,
    пепел, истлевшие кости,
    свалявшиеся волосы,
    выбитые зубы,
    проломленные черепа.
    Человек обезумел!
    Обезумевший зверь — человек!
    Я – обезумевший зверь!...

    М а р а т
    О, этот зуд! Этот проклятый зуд...
    Пламенем жжет
    кожу мою
    лихорадка!
    Горит голова!
    Ты слышишь, Симона?
    Обмакни повязку в раствор!
    Остуди мою голову!


    ***
    Складывается впечатление, что все говорят что-то умное, но никто не слышит друг друга. И только благодаря усилиям Глашатая и Хора, постоянно комментирующих действие, не теряется связующая нить повествования.
    В общем, увлекательнейшее чтение с большим количеством современных параллелей.
    Два иносказания – перемещение действия в прошлое и сумасшествие главных героев, позволили Вайсу, особо не стесняясь в выражениях, высказать все, что он думает. И публика это оценила, обеспечив пьесе оглушительный успех.
    Если исходить из теории больших циклов, то мы как раз сейчас находимся в преддверии времен, когда «Марат/Сад» вновь будет актуален и востребован.
    Но лучше, все-таки, прочитать заранее. :)

    P.S. Другие пьесы, которые стоит прочитать – здесь и здесь.

    12
    236