Рецензия на книгу
Аэропорт
Артур Хейли
elefant9 мая 2021 г.Изнанка аэропорта
Артур Хейли, оказывается – настоящий мастер своего дела. За какой бы сюжет ни взялся, скрупулёзно исследует тему до мелочей, старается проникнуть в самую суть, охватить проблему со всех сторон. Вот и с «Аэропортом» дело обстоит точно так же. Для большинства пассажиров аэровокзал – это лишь зал ожидания, зона досмотра, да несколько десятков метров до заветного трапа. Однако аэропорт – это ещё и сотни работников, многочисленные двери, за которыми твориться то, что скрыто от постороннего взгляда, тысячи команд, трудностей, что возникают практически ежесекундно.
«В международном аэропорту Линкольна, как и в любом крупном аэропорту, ЧП возникали по нескольку раз в день. Это могло произойти в любую погоду — не только в такой буран, как сегодня, а при голубых небесах. Когда случалось ЧП, о нём узнавали лишь немногие, потому что, как правило, ЧП завершались благополучно и даже пилотам в воздухе далеко не всегда сообщали, почему тому или иному самолёту не дают посадки или вдруг велят изменить курс. Во-первых, им вовсе и не обязательно было об этом знать, а во-вторых, не было времени давать по радио объяснения. Зато наземные службы — аварийные команды, «скорая помощь» и полиция, а также руководство аэропорта — немедленно оповещались и принимали меры в зависимости от категории бедствия».Вот и Мел Бейкерсфелд – начальник международного аэропорта имени Линкольна в Иллинойсе одним пятничным вечером столкнулся с многочисленными трудностями. Снежный буран, который заметает взлётно-посадочные полосы и сильно затрудняет деятельность аэропорта; застрявший на полосе 3-0 самолёт, что никак не хочет двигаться с места; да ещё этот митинг жителей близлежащего посёлка, постоянно возмущённых пролетающими над ними самолётами, создающими нестерпимый шум… Кажется, это просто адская работа, но Мелу она нравится. Днями и ночами пропадает он в аэропорту. Хотя, возможно – всё дело в семье. Вот уже несколько лет, как его брак непреодолимо катиться под откос. Жена давно устала от такой жизни, обожает выходы в свет и всякие тусовки, общения с обольстительными кавалерами. Синди меняет любовников как перчатки. Её устраивал брак по расчёту – пока было на что рассчитывать. Мел же, привычно немногословный человек дела – терпит, пока трещина вконец не разносит в прах их брак.
Это лишь одна из линий. Есть ещё и отношения с братом Кейзом, который ещё не оправился от прошлогодней аварии в воздухе и во всём винит себя одного. Эта линия, к сожалению, показалась мне слабо очерченной, и явно тонет на фоне отношений Мела с его подчинённой Таней, да и с вышеозначенной женой Синди. Немаловажная, если не центральная – линия с террактом. Хотя, не скрою, крайне удивлён был тому, насколько безалаберно оказался поставлен вопрос с охраной. Та же безбилетная бабушка, постоянно летающая туда-сюда зайцем – лучшее тому подтверждение. А оговорка того, что в зоне досмотра и руководстве аэропортом извечно не хотят раздувать скандал и постоянно подобным пассажирам помогают – кажется просто смешной. Хотя, кто знает, дело ведь было в далёком 1967-ом.
Книга действительно держит в ожидании. Правда, для этого нужно пройти добрых 2/3 сюжета. Артур Хейли начинает плавно, сперва сосредоточивая основное внимание на дотошно описанных производственных вопросах. Вводя всё новых героев. Затем – переходит к их личной жизни. И выглядит это как-то обыденно, будто просматриваешь какое-то реалити-шоу из повседневных будней. Не сосредоточивая внимание на чём-то конкретном, а на самой повседневности. Может быть поэтому критики к творчеству автора в целом относились весьма прохладно, тогда как простые читатели видели в героях А. Хейли – отражение собственной жизни?
Психологические портреты героев не лежат на поверхности – они всё в тех же мелочах, отношениях к происходящему. Книга, как и всё творчество автора, мне кажется – для вдумчивого читателя, и весьма специфичное – своеобразный арт-хаус. Сюжет спокоен, не стремителен, и большинству читателей может показаться попросту скучным. Хотя постепенное нагнетание обстановки всё же на лицо.
16675