Рецензия на книгу
Пост. Спастись и сохранить
Дмитрий Глуховский
Аноним8 мая 2021 г.Повторение истории с «Метро»
Вот нравится мне, как пишет Глуховский. Темы поднимает хорошие, проблемы освещает нужные, а идеи на задел сюжета у него прямо-таки отличнейшие. Еще нравится, что он не боится пробовать новое и экспериментировать в своих книгах. И актуально-социальное у него всегда между строк. Вроде много вещей, за которые стоит похвалить автора, но к этим вещам абсолютно не относится «Пост 2».
Вызвал он во мне бурю эмоций, которые до сих пор продолжают фонтанировать. Только среди них - ни одной положительной. Разочарование, злость и печаль - вот моя тройка лидеров после прослушивания «Спастись и сохранить». Моей целью не являлось придраться, наоборот - я начинала книгу с воодушевлением и надеждой, что время будет потрачено не зря. Надежды начали рушиться примерно с середины, и дальше все пошло по накатанной.
1) Любителей фантастики стоит сразу предупредить, что фантастики здесь нет. В первой книге автор играл более тонко: он представлял проблемы завуалировано, под соусом зомби-апокалипсиса. Поиски намеков, сравнение событий в книге с текущей ситуацией в стране – придавали книге особый интерес. Во второй же части вещи стали называться своими именами, социальные проблемы озвучиваться прямым текстом, без игры с читателем. Это может считаться плюсом – для жанра реализм. Но в рамках заданного в первой книге ожидалась именно фантастика с подтекстами, а никак не социальная драма и трэш, влитые в уши читателей. Повторюсь, что не против жанра как такового, меня расстраивает то, что автор не соблюдал заданные в первой книге рамки. Ровно та же история произошла с циклом «Метро», а точнее с его третьей частью, из-за чего почти весь положительный эффект от цикла сошел на нет.
2) Отвержение и массовая расправа над героями – еще один пункт, которым характеризуется эта книга. Понятно, что мы читаем не сентиментальный роман, где в конце все будут живы и счастливы. Но поступок автора с его героями по-другому как бессмысленной резней не назовешь. Иногда ты даже зависаешь на определенных моментах, не понимая, что произошло: вот герой был жив, и через секунду его уже застрелили - по-тупому, как в жизни. Реалистично, но в этот момент для меня обесцениваются события первой книги. Я просто не понимаю – зачем так было делать? Если ради внезапного поворота - то финт не удался, а только разозлил. Ты не для того читаешь и прикипаешь к героям, чтобы их мочили через полчаса направо и налево. После 5 эпизода мне сразу стало ясно, кто в конце концов выживет. Интриги ноль. Выживший сам по себе тоже малоприятный человек.
3) Самое печальное — это персонажи. В начале книги я мысленно попросила, Дмитрий, пожалуйста, не делайте с Егором то, что вы провернули с Артемом в «Метро». Оставьте хоть что-то хорошее и светлое в этой полной безнадеге. Но нет, не сложилось. Не понимаю, это какая-то фишка автора – морально ломать героев и измазывать их в грязи? Или это изображение русского менталитета? Так вот, среди окружающих существуют нормальные люди, невинные внутри, с альтруистичными порывами и верой в правое дело - а не сплошные моральные уроды, готовые выпускать своих демонов при первой удобной возможности. Но слушая «Пост 2», я поняла, что автор мыслит односторонне, упорно рисуя только черными красками. Раз карты были поставлены на реализм, тогда почему мир такой монохромный?
Плюс поведение персонажей временами вообще не логичное, не укладывается в типаж изначально прописанных героев. Еще можно поверить, что кого-то из героев могло внезапно переклинить, но сразу всех - это уже перебор. От этого создается впечатление, что сюжет постоянно скачет, оставляя читателя в недоумении.4) И наконец - подкосила однотипность героев. Если вы читали другие книги Глуховского, то без труда сможете провести параллели. Наивный и смелый мальчик, которого реалии жизни превращают в морального монстра Франкенштейна. Героиня красавица, влюбчивая, но обязательно красавица (а лучше сразу две). Хороший и добрый парень внутри, но способный к жестким и решительным действиям во имя справедливости. Ничего не напоминает? То есть избитые типажи, которые просто перекочевали из других книг автора.
Из позитивного стоит упомянуть:
- саму идею со способом зомбирования, которая, на мой взгляд, оригинальна. Но это скорее плюс цикла в целом, чем книги в частности
- удачное перемещение ракурса между Москвой и регионами - для полноты картины
- освещение социальных проблем нынешнего времени - да, мне не понравилась форма, но я признаю плюс в их наличии (диктатура, наличие классов, несвобода слова, насилие над женщинами и детьми, семейные отношения, человечность во времена бесчеловечности и многое другое)
- отличная авторская озвучка! Хотя музыкальное сопровождение, пусть подходящее по теме, мне не зашло от слова совсем - приходилось перематывать почти все (кроме одной песни), потому что меня это начинало бесить. Слишком... навязчивой была эта музыка. Ее задачей было дополнять книгу, а не
бить обухом по головеперетягивать внимание на себя.Дополнительно стоит упомянуть, что здесь на один из первых планов выдвигается тема религии - сильнее, чем в первой книге. Я к этому отнеслась нейтрально, а вы смотрите сами.
Итого, вторая часть «Поста» получилась намного хуже первой. И дело не в завышенных ожиданиях, а в допущенных косяках, которые для меня оказались критичными. До конца теплилась надежда, что хотя бы финал будет на высоте, но он мне тоже не понравился. Ясно, что никакого хэппи энда тут быть не могло, но развязка притянута за уши и угловата, имхо. Надеюсь, продолжения серии не будет, для меня она сюжетно завершена.
292,4K