Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Превратности любви

Андре Моруа

  • Аватар пользователя
    Ms_Luck6 мая 2021 г.

    Любовь и страдания, страдания и любовь...

    Эта книга изрядно помотала мне нервы уже потому, что читать её с чувством безразличия не получится.
    История рассказывает нам о Филиппе Марсена и нескольких женщинах в его жизни — легкомысленной Одилии Мале, более приземлённой Изабелле де Шеверни, кроме них появляются и другие: Ренэ, Миза, Соланж. Вы узнаете, какие неоднозначные у них взгляды на любовь, дружбу, какие разные ценности. Андре Моруа сталкивает на своих страницах противоположности, которые так или иначе сыграли значимую роль в судьбе главного героя.



    Я был слишком горд, чтобы показать, что страдаю. И особенно хотел я во что бы то ни стало скрыть это от моих родителей.

    Автор оставляет открытым вопрос о том, что же есть любовь, к кому из женщин Филипп испытывал настоящие чувства. Роман производит двоякое впечатление. С одной стороны, нам показаны разные грани человеческой психологии, целый спектр эмоций от радости, умиротворения, романтичной любви, до грусти, тоски, ревности, злости. С другой стороны, метания главных героев очень напрягают. Может дело в разнице во взглядах, но французов ХХ века я со своим рационализмом понять не могу. Автор раскрывает больные отношения, в которых у супругов вполне обыденно видеть "походы на сторону", заводить себе любовников, лицемерно не признаваться в этом.


    Когда я размышляю о тех, теперь уже далеких днях, у меня возникает вопрос: не определялось ли ее поведение каким-то глубоким инстинктом? Если бы она изменилась, как я того просил, продолжал бы я ее все так же любить? Стал бы я терпеть возле себя постоянное присутствие этого пустого маленького существа, не будь сцен, которые не давали нам обоим соскучиться?

    Очень трагично перекликаются судьбы Филиппа и Одилии, а затем Изабеллы и Филиппа. Каждый из них в определённый период времени страдает. Андре Моруа изображает быстро развивающиеся и стремительно затухающие отношения, мимолётные периоды радости, создаёт некую схему, в которой люди осознают своё былое счастье уже после того, как оно их покидает.


    До женитьбы я никогда не думал о ревности иначе как о чувстве чисто театральном, и она неизменно вызывала у меня глубокое презрение.

    Слог прекрасный, великолепно написано, книгу можно разобрать на цитаты. Но вот сами герои изрядно подпортили впечатление. Они то плывут по течению, то мирятся с поведением возлюбленных, то начинают вести себя очень подозрительно. Не могу понять такую любовь, в которой нормальны странные выходки и измены. Причём это оправдывается нравами того времени.


    Я был слишком горд, чтобы показать, что страдаю. И особенно хотел я во что бы то ни стало скрыть это от моих родителей.

    События излагаются в форме воспоминаний от лица Филиппа и Изабеллы. Но ни один из главных героев не вызвал во мне сочувствия. Ни Филипп, ни Одилия, ни Изабелла, ни Соланж, ни даже Ренэ. Одни поступают как полные эгоисты, другие позволяют водить себя за нос, оставляют всё происходящее таким, как оно есть. Возможно, если бы кто-то из них смог вовремя осознать истину или отпустить другого, всё было бы иначе.


    Ничто не порождает большего цинизма, как неразделенная глубокая любовь, но в то же время ничто не внушает человеку большей скромности.

    Сначала у меня сложилось впечатление, что герои сильно морочат друг другу голову. А со второй главы события начинают вводить в печаль.
    Автор не скрывает ни споры, ни печальные моменты, показывает жизнь такой непредсказуемой и сложной, какой она обычно бывает. Порой даже самые простые решения даются очень нелегко. История в целом довольно интересная, сентиментальная, но взгляды героев мне не близки.


    Нужно ли неуклонно скрывать то, что чувствуешь, чтобы сохранить то, что любишь?

    Роман глубокий и понять концовку можно по-разному. Посоветую тем, кто любит драму, не против грусти, трагизма, страданий.


    Если действительно любишь, то не надо придавать чересчур много значения поступкам тех, кого любишь.
    29
    1K