Рецензия на книгу
Судья и его палач. Подозрение
Фридрих Дюрренматт
Аноним5 мая 2021 г.Комиссар Берлах и его Мориарти
Der Richter und sein Henker (1950) – компактный детектив. Читается на одном дыхании. Мешает разве романтический разговор двух протагонистов в середине повести – настолько неестественно они рассказывают вслух нам, читателям, романтическую историю своих взаимоотношений. Всё остальное в повести – сухо, деловито, детективно, образно. И концовка достаточно неожиданная.Главный злодей – этакий швейцарский Мориарти, воплощение всеобщего Зла. «Зло – его мораль, его философия, он творит зло столь же фанатично, как другой по убеждению творит добро».
Комиссар Берлах – зеркальный двойник злодея. Он творит добро. По убеждению. Скорее всего, по убеждению. Он отслеживает Гастмана уже сорок лет и никак не может прихватить того с поличным. Гастман хитрее. Он всегда на шаг впереди Берлаха. Но у Берлаха – бульдожья хватка. Или медвежья, ведь он – Bär.
Берлах – не Холмс. Да, у него тоже странные привычки, он так же не делится с Чанцем – своим Ватсоном – разгадкой до самого конца, он столь же проницателен и предприимчив, но он уже детектив XX века – со своим возрастом за шестьдесят, нездоровьем, слабостями и рефлексией. Он человек, а не легенда. Да и творит ли он только добро?
И Гастман не совсем Мориарти. Потому что «он никогда не совершит зла ради выгоды… Он совершает зло, даже если оно бессмысленно, он всегда готов на то и другое – на добро и зло, – решает дело случай… У него зло не есть выражение философии или мании, а выражение его свободы: свободы отрицания». Гастман – идеологический брат динамитчика Зеро. Романтический нигилист. Гость (Gast) этого мира. Опасный, мерзкий, но завораживающий даже Берлаха гость.
Чанц тоже – вообще не Ватсон. Он – орудие взмзд.
Вот так всё вывернуто наизнанку, как перчатка. Вроде бы и перчатка – но уже на другую руку. Берлах, Гастман, Чанц играют не по правилам Конан Дойла, а по правилам Дюрренматта. Правилам, которые Дюрренматт волен назначать любые, но логически безупречные.
И повесть, конечно, не только детективная, но и метафизическая. Метафизический детектив.
Повесть до краёв каждой страницы наполнена атмосферой. Синие небесные моря, облака, армады туч, туман, дождь, ветер, солнце, свет, длинные тени, сумерки, ночная тьма, яркие звезды, далекие огни, рассвет, лучистое утро, день, тёплая коричневая земля, скользкая глина, белые скалы, силуэты заснеженных хребтов, ледники, стальные озёра, берёзовые стволы, голые тополя, оголённые виноградники, каменные ограды, деревушки, город в долинной скорлупе, и везде – холодный прозрачный воздух…
»Die Stadt lag da, eine weiβe Muschel, das Licht aufsaugend, in ihren Gassen verschluckend, um es nachts mit tausend Lichtern wieder auszuspeien, ein Ungeheur, das immer neue Menschen gebar, zersetzte, begrub.« (Friedrich Dürrenmatt)
По верхушкам суровых альпийских елей шелестит сумрачный швейцарский гений.
23286