Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
swgen20002 мая 2021 г.«Американская трагедия» - произведение, с которого я решила начать знакомство с творчеством Теодора Драйзера.
Главный герой романа – Клайд Грифитс, юноша, который живет бесконечным стремлением к лучшей жизни.
Клайд - ребенок верующих родителей, но с самого начала повествования становится понятно, что в Бога он не очень-то верит. Герой откровенно стыдится своей семьи, деятельности родителей, которые заставляют его вместе с ними читать духовные тексты на улицах города. Ему не близки взгляды отца и матери на жизнь и жизненные ценности. Он не верит, что Бог оберегает его семью.
Клайда ужасно тяготит бедность. Это мне предельно понятно. Действительно, в его возрасте тяжело видеть, что другие имеют больше материальных благ, чем он. Это чувство приводит его на работу, сначала в аптеку, а потом в лучший отель его города. Там он начинает познавать взрослую жизнь, превращается из мальчишки в юношу, потихоньку учится на своих ошибках.
Его личность на тот момент хорошо характеризуют романтические отношения. Он одновременно хитер, но остается настоящим простаком. Несмотря на то, что его семья нуждается в деньгах как никогда раньше, ведь его сестра, к которой он все же испытывает теплые чувства, беременна вне брака, он спускает весь заработок на девушку, которая ему нравится ради призрачной надежды на ее благосклонность. Встав перед выбором: нужды сестры и матери или нужды Гортензии, он выбирает последнюю. Он не может устоять перед искушением.
Жизнь в родном городе кончается неожиданной трагедией – смертью ребенка. Пусть в этом и нет его прямой вины, он является соучастником преступления, но все, чем забита его голова – страх за свою счастливую жизнь, боязнь попасть в тюрьму. Тут его тоже можно понять. Он юн и глуп, не научен опытом. Ему приходится переехать и начать жизнь с чистого листа.
Роман – череда нравственных подъемов и падений главного героя. После переезда он честно трудится под чужим именем, но тут перед Клайдом предстает новое искушение. Совершенно случайно он становится подопечным богатого дяди. Казалось бы, жизнь уже проучила, судьба дает шанс на достойное будущее, но, к сожалению, Клайд не достаточно созрел, чтобы его использовать.
Несмотря на запрет, он вступает в порочные отношения с девушкой, которая является сотрудницей на заводе его дяди. Благодаря дяде и своему труду, Клайд продвигается по службе, но необходимым условием для работы является отсутствие связи с работницами, находящимися под его шефством.
Тут романтические отношения вновь показывают его истинный характер, незрелый характер ребенка. Он добивается от новой подруги непозволительной близости, будучи влюбленным, хотя не собирается связывать себя узами брака, ведь возлюбленная из бедной семьи фермера. Он хочет жениться исключительно на богатой девушке. Мне показался очень смешным момент, когда Клайд серьезно рассуждал, достойна ли его Роберта, выгодны ли отношения с ней при отсутствии интимной близости.
Становится очевидно, что по своей сути Клайд – манипулятор. Роберта постоянно переживает о нем, о его репутации в обществе. Он же не собирался брать на себя ответственность за их отношения. Об этом говорит и то, как легко он нырнул из этих отношений в ухаживания за богатой девушкой Сондрой, предвкушая возможную выгоду.
Конечно, это приводит к последствиям, которые в итоге угрожают его реализации в высшем обществе. Роберта беременеет, но Клайд ни секунды ее не жалеет даже сравнив ее со своей родной сестрой, к которой в нужное время не проявил необходимого сочувствия.
Главный герой постоянно задавался вопросом: почему у него такая плохая судьба? Ему тяжело признать, что все это он сотворил со своей жизнью исключительно своими силами. В какой-то момент он доходит до мыслей об убийстве. Смерть беременной, но не нужной ему, девушки кажется единственной возможностью разрешить проблему. В этот момент Клайд падает максимально низко и, кажется, безвозвратно.
Решился ли он на убийство? И да, и нет. Я больше склоняюсь к тому, что он виновен в смерти Роберты, чего не скажешь о самом Клайде. Он никак не хотел признавать, что способствовал страшной смерти девушки. Может в какой-то степени он начал сходить с ума?
И даже убийство характеризует наивность и глупость главного героя. Его без проблем нашли и справедливо осудили, ведь он оставил кучу следов, на которые невозможно не обратить внимание. От себя не убежать, все тайное становится явным. Главный герой жалкий, лживый и тщеславный. Его убивает собственная гордыня и легкомысленность.
Клад всю жизнь пренебрегал матерью, но она – единственный человек, который всегда остается на его стороне. Она все ресурсы тратила на своих детей: сначала спасла дочь, а потом всеми силами пыталась спасти сына. Драйзер великолепно воплотил в ней все качества, которые заключает в себе светлый образ мамы.
Последний подъем главного героя совершается перед самой смертью. Автор показывает письмо осужденного на казнь Клайда, в котором он, осознав весь свой жизненный опыт, призывает молодежь вести высоконравственный образ жизни. Он раскаялся перед богом, что позволило смириться и с достоинством принять свою участь.
Книга радует невероятными описаниями урбанистического устройства Америки, на фоне которого происходят события, живыми персонажами, качества которых постоянно отзывались во мне.
Некоторым читателям может не понравиться содержание третьей части книги, которая сильно отличается по содержанию от двух первых обилием юридических терминов и описанием судебных процессов, но мой интерес не угасал до конца. Тем более, роман написан в кольцевой композиции, за счет чего конец книги кажется логичным и понятным.
В целом, я осталась довольна тем опытом, который получила во время прочтения.Содержит спойлеры5470