Рецензия на книгу
Ляльковий дім
Генрік Ібсен
Evangella30 апреля 2021 г.Время написания этой пьесы 1870 год, но она актуальна и по сей день.
Часто люди женятся и по-настоящему совсем не знают друг друга. Влюбленность застилает взгляд и разум, по прошествии нескольких лет начинаются проблемы и плач — он/она так изменились, до неузнаваемости! Нет. Всегда такими были, только влюбленные глаза наделяли вторых половин несуществующими чертами.
Так и в этой истории Нора восемь лет была замужем за Торвальдом, у них трое детей, на первый взгляд счастливый брак. Он всю жизнь кичился своей кристальной честностью, наконец-то получил хорошую должность и теперь материальное положение семьи должно поправиться. Все счастливы. Но перед Рождеством на свет вылезают семейные тайны и все идет прахом.
С самого начала видно, что муж относится к жене, как к красивой вещи, куколке, птичке-певунье-развлекунье. А она и правда слегка легкомысленна и взбалмошна. Постепенно с мужа слетает позолоченная аура идеального человека. Мы видим эгоиста, которому наплевать на смертельную болезнь друга, равнодушного упыря, который боится лишь за свою репутацию, честь для него существует лишь в виде огласки и общественного мнения. Как точно и иронично Джордано Бруно это выразил в своей комедии положений Неаполитанская улица или Подсвечник -
Честь есть не что иное, как уважение, репутация; честь есть доброе мнение, которое имеют о нас другие; пока оно существует, существует и честь.Торвальд страшный лицемер и это открытие явилось шоком для его жены. Часто люди живут по инерции, не задумываются и не анализируют поступки близких людей, лишь какое-то событие и потрясение может явиться спусковым толчком для начала мыслительных процессов.
Нора и сама далека от идеала. Она маленькая копия своего мужа. Ей так же безразлична судьба их умирающего друга семьи, она с удовольствием хвастается перед своей бедной овдовевшей подругой детства своим благополучием и счастьем. Ей хочется во всем быть выше, даже по части несчастий. Когда та рассказывает про выпавшие на её долю горести, то Нора тут же её осаживает — да я тоже многое перенесла и вываливает массу подробностей.
В финале звучат пафосные речи про то, как она была куклой сначала для отца, потом для мужа, что прожила эти годы и не научилась разбираться в жизни и своем истинном отношении ко многим вещам. И не раздумывая, буквально за несколько минут принимает решение бросить троих маленьких детей, мотивируя тем, что ничему не может их научить.
К ней все относились, как к кукле, но она и есть такая. И к своим малышам она относится, как к куклам, не задумываясь, как на них может повлиять подобное решение.
Зря эти двое разошлись, два сапога пара. Махровые эгоисты.26936