Рецензия на книгу
4 3 2 1
Paul Auster
Аноним28 апреля 2021 г.Энциклопедия американской жизни
Сказочный сюжет о витязе на распутье - один из моих любимых, и книга Пола Остера «4321» поэтому не могла меня не заинтересовать. Не было дорожки, которая бы меня к ней не привела.
«4321» это мозаика из 4х вариантов жить для Арчи Фергюсона, рассыпанная Полом Остером на страницах толстой толстой книги. Это «Война и мир» по-американски, тоже в четырёх томах. Каждый из четырёх Арчи несёт в себе автобиографичные черты автора, и все они кажутся равноудалёнными от создателя. Каждый Арчи связывает свою жизнь с печатным словом, то в газетах, то в стихах, то в прозе. Вокруг каждого Арчи всё те же люди. Но у каждого из четырёх Арчи свой вид боли, причинённой жизнью.
Налево пойдёшь, отца потеряешь, направо пойдёшь, себя потеряешь, прямо пойдёшь и отца и себя потеряешь, на месте останешься жизнь потеряешь.
Казалось бы решение должен принять витязь, и именно от решения витязя будет зависеть будущий путь. Но не так всё просто. Если витязю намекают на возможный исход, и у него есть кое-какие данные о том, что может ждать его на пути, то человеку не даётся даже такой малости. Все четыре линии судьбы Арчи расходятся в той точке, когда человек полностью зависит от окружающих его людей, в первую очередь - родителей. И именно решения родителей тех или иных вопросов, возникающих в их жизнях, поворачивают колёса судьбы Арчи Фергюсона в ту или иную сторону, формируют его характер, и картину мира. Именно от того, какое решение в тот или иной момент принял его отец, или дядя, складывается атмосфера в семье, где растёт ребёнок. И взаимоотношения родителей и детей складываются в зависимости от того, как родители их построят. А когда внешние условия и генетическая предрасположенность сформируют характер, уже не остаётся возможности выбирать, а лишь действовать по обстоятельствам, согласно проявлениям своего характера. Каждый из четырёх Арчи действует на том поле, которое ему выпало, и от него самого зависит не так уж много.
«4321» - это четыре длинных романа воспитания в одном, где героя с рождения ведут забота и ласка родителей, где обязательно находится мудрый наставник, где встречается первая любовь, и проявляется влияние искусства, общества и политики.
И «4321» становится историей не человека, а эпохи. Роман насыщен приметами времени, автор рассказывает обо всем, что происходило в общественном круге, касающемся героя. От незначительных событий вроде бейсбольной победы, до событий мирового масштаба, от войны во Вьетнаме, до казни Розенбергов, от весны 1968-го, до мечты Мартина Лютера Кинга. И даже тогда, когда кажется, что это знают все и достаточно лишь упомянуть что произошло то-то, Остер не устаёт подробно рассказывать о событии. Будто пишет не роман, а энциклопедию. Или историю,
которая закончилась, но сформировала жизнь в нашем настоящем. И в итоге тысячи, миллионы событий в жизнях разных людей привели к тому, что я теперь пишу этот глупый текст, а вы вынуждены его читать.
Возможно поэтому роман «4321» очень длинный, даже чрезмерно длинный, насыщенный подробностями быта, описаниями бейсбольных матчей, исторических событий, кусочков выдуманных жизней, и все это автор не показывает, а тщательно рассказывает, так увлекаясь своим рассказом, что кажется не хочет упустить ни одной детали, перечислить все книги, всех кинозвёзд, все фильмы, пересказывает новости, приводит рассказы и стихи очередного Арчи, въедливо повествует о самых личных взаимоотношениях героев. Все эти бесчисленные детали создают мир четырёх Арчи, как множество событий внешнего мира создают жизнь каждого человека. И то, что остаётся на боль его свободной воли превращается во всё больший обман или иллюзию. В XIX веке, в отсутствии счастья довольствовались покоем и волей, век XXI разрушил и эти шаткие плоты.
Я не смогла полюбить Арчи Фергюсонов, а для такой объёмной книги приятнее, когда герой нравится. Мне их всех было жаль, но и только. Больше всего я прониклась ко второму Арчи, который умер слишком рано, чтобы наделать много глупостей. Самой трагичной подучилась история третьего Арчи. Смерть отца, разрушила его мир чуть ли не до основания, и ему пришлось жить на развалинах. Самая светлая история у первого Арчи, который жил окружённый любовью. А самым неприятным был четвёртый Арчи, обиженный на отца, и с ним на весь мир. И даже жаль, что именно он остался последним, жить и превращать свои ошибки в толстые книги.
Один из Арчей приходит к откровению, что писатель не должен показывать, а должен рассказывать свою историю, и весть роман «4321» - это длинный рассказ, без диалогов и картинок. Алиса ни за что бы не стала читать такую книгу. И так мы с Арчи Фергюсоном расходимся в своих предпочтениях: я не люблю писать о том, что и так всем известно, а Арчи не устаёт писать обо всём. И я люблю книги, в которых историю показывают. Возможно поэтому я к концу так устала от этого бесконечного рассказа, что после 2/3 книги с каждой страницей постепенно угасал мой интерес.
432,8K