Рецензия на книгу
The Turn of the Key
Ruth Ware
Аноним27 апреля 2021 г.Название книги сразу привлекло внимание из-за очевидной отсылки к готической повести Генри Джеймса «Поворот винта». Обожаю английскую готику, обожаю сюжеты, в которых кто-то приезжает в определенное место и там что-то происходит. Когда дом играет ключевую роль в истории, когда с помощью описаний интерьера создается определенная атмосфера. Когда главный герой или героиня попадает к богатым людям и оценивает свежим взглядом те фишки в устройстве их быта, к которым хозяева давно привыкли. Что касается интриги, то я на многое не рассчитывала. Уэйр не мастерица придумывать крутые загадки. К тому же, кто читали «Поворот винта» знают, что должно произойти и как. В музыке это назвали бы кавером. Джеймса я читала давно, но содержание в общих чертах помню.
Главная героиня Роуэн находится в тюрьме по обвинению в убийстве ребенка своих работодателей Элинкортов и ожидает суда. В длинном письме к адвокату Рэксему она утверждает, что невиновна и просит о помощи. Девушка подробно рассказывает обо всех обстоятельствах, начиная с объявления о поиске няни и заканчивая смертью ребенка. Сомнительный прием, т.к. вряд ли даже самый заинтересованный в деле адвокат стал бы читать этот талмуд до конца, но Уэйр надо было пришпилить к сюжету рукопись от лица главной участницы событий, чтобы было как в первоисточнике.
Первая половина книги мне понравилась. Приятный стиль изложения с концентрацией на важных мелочах, составляющих атмосферу места, отличная идея с умным домом, оснащенным всяческими современными примочками. Уэйр затронула тему перепланировки и дизайна интерьера, что тоже мне интересно в литературе. Хозяева Хетербро-Хауса владеют архитектурной фирмой и сами занимались переделкой своего дома. Цепляли описания видов из окна, территории вокруг поместья, обстановки комнат и предметов быта. Хетербро-Хаус имеет свою историю, и писательница не забыла рассказать о ней. Техника умного дома встречается мне в первый раз в книгах, так что эта часть была очень увлекательной. Даже хотелось бы большего фокуса на ней. Впечатления героини от Хетербро-Хауса, Элинкортов и их детей добавляли вовлеченности.
Еще понравилось, что Уэйр по минимуму использовала популярные жанровые шаблоны. У нее героиня не волнуется из-за возраста ±30, не прокручивает в голове кашу насчет мужичков и детишек, не рассматривает себя в зеркале с целью поставить вердикт «страшная», не пьет ведрами «Мерло», не находится в депрессии и не принимает таблетки. Не мстит как бы подруге или знакомой за ее замужество или наличие детей, не пережила неудачное ЭКО, не имеет жениха/мужа абьюзера ну и т.д. Всего того, чем напичканы 99 процентов современных психологических триллеров. И здесь, к счастью, нет утомительных перечислений разных брендов. Что тоже часто встречается и неимоверно бесит. «Я завариваю кофе такой-то марки, держа банку рукой, на которой кольцо такой-то марки, затем смотрю в окно и вижу соседскую машину такой-то марки и соседку в одежде такой-то марки».
Но один шаблон все-таки есть, он является ядром истории, сильно влияет на развязку и в целом на действия героини. Я не в восторге от такого поворота плюс открытая концовка совершенно показалась не в тему. Это подпортило впечатление. Уэйр хотела и тут подделаться под повесть Джеймса, но от его работы не оставалось ощущения незавершенности и обрывочности. «Поворот винта» по концовке схож с «Безмолвными компаньонами». Когда нам историю рассказали, а трактовку мы выбираем сами. В книге Уэйр все однозначно, но будто брошено на полпути.
Вторая половина книги помимо слабой концовки не понравилась отсутствием сюжетного развития и бесконечно повторяющимися как бы готическими деталями, которые на самом деле не давали никакой мистической атмосферы, а только вызывали скуку. Все происходит одинаково. Днем Роуэн воюет с детьми, а ночью не может заснуть от скрипа и шороха. Кругом видит тени, теряет предметы и пр. Я думала, что техника умный дом примет большее участие в готической составляющей и более искусно, чем единичное включение на всю мощь музыки среди ночи.
В качестве готического романа эта книга просто ни о чем. Если хочется по-настоящему напряженной атмосферы, ощущения тревоги и страха, динамичного сюжета, то лучше выбрать «Безмолвные компаньоны» Лоры Перселл. Если хочется готическую историю в поместье с участием детей, то «Флоренс и Джайлс» Джона Хардинга. Как триллер книга тоже никуда не годится. Если хочется какой-то тайны, связанной с домом, то лучше почитать «Запри все двери» Райли Сейгера.
Поставлю положительную оценку, т.к. в принципе история была неплохой, а от первой половины книги я получила удовольствие.
131K