Рецензия на книгу
Тимбукту
Пол Остер
snob25 апреля 2021 г.Между Сциллой и Харибдой – между надеждой и цинизмом
Давно хотел почитать про пса. Такого лохматого и испражняющегося на фоне праведных лиц. Меня всегда цеплял этот взгляд из-под колен. Вокруг сырость и туман, капли дождя царапают лавки, плаксы рисуют строфы в колясках… и тут на аллею выбегает мокрый пёс. Толком не понятно, на чьей он стороне – добра или зла. Дворняга бежит по тропе в такт внутренней мелодии [1], плевать она хотела на условности людских категорий. Всё, что желает костлявый Цербер – найти пожрать. Лично для меня интерес этого образа заключен в одном вопросе – сохранил ли пёс веру в эту тщеславную, лицемерную и борющуюся за власть плешивую обезьяну?
Но, к сожалению, эта книга иного формата. Здесь нет действительно красивой метафоры (тимбукту не в счёт), нет смелого плевка в сторону Хомо, да и ничего цепляющего за воротник тут тоже нет. Обычная макулатура в стиле наркомана, который замотал рыжего кота шарфом, чтобы спрятать ошейник.Знаешь, в чем заключается вся собачья философия, приятель? Если ты не можешь ни съесть, ни трахнуть эту вещь, помочись на нее.
Мне жаль, что весь роман не пестрит такими авторскими хуками. Эта цитата из книги родилась в чикагском баре – здесь на мгновение возникла тень Чарльза Буковски и я уже было успел обрадоваться, что буду наблюдать дерзкий алфавит в романе… но нет. Пока в истории участвовал владелец пса – Вилли, читалось любопытно. Текст приковывал внимание, ведь в нём сохранялась надежда на что-то метафорическое, например, на переплетение душ хозяина и собаки. Не говоря о двойственности и разломе в формате дьявольского (santa – satan) и божественного (dog – god). Но на деле все это осталось не более чем игрой в слова алкоголика-поэта и рефлексией старого пса, который, к моему искреннему удивлению, даже не думает о суках.
Прежде чем жалеть себя, вспомни, что ты — не первая собака в этом мире, оставшаяся без хозяина.
Остер словно забыл, что в задумке романа закладывался образ голодной собаки, а не святого старика. Развивая ход авторской мысли, инстинкты здесь должны ограничиться кличкой, которую Вилли дал псу – Мистер Зельц. Ну теперь все понятно, "Мистер" не думает о суках, не чует запах менструирующих женщин, не опускается до еды в мусорном баке и т.д. Здесь прослеживается слабость (иллюзия, надежда, наивность и пр.) макулатуры о животных. В ней они всегда какие-то… аристократы, мать их. В общем, тут наши взгляды с Остером расходятся по разным углам. Я бы закинул дворнягу на тротуары грязного реализма, освободил бы его от лап самоцензуры и добродетели. Мой пёс ломал бы хвосты котам в царстве живых.
Не теряй веру в людей, Зельцик. У тебя будет немало разочарований, но ты должен крепиться и пытаться верить в них снова и снова.
В книге же Остер ограничил своего персонажа… надеждой и добротой. Это путешествие (словно одиссея), в котором вера в людей так и не улетучивается, пёс из последних сил стремится к человеку, он хочет ворваться в семейный дом и упасть на колени женщины. Что, в целом, было близко мне в 1999гг. Взгляд в новую эпоху, который устремлен сквозь призму веры… в человека и весеннюю радугу. И вот сейчас, спустя 20-ть лет жизни, всё эти 150-ть страниц видятся мне максимально не актуальными. А вообще, неплохо, когда писатель сохраняет в себе веру в Хомо, иным часом такие романы хочется почитать. Правда, со старостью эти позывы у меня все реже.
По итогу.
Не знаю, к каким идеям Остер склоняется в 2021 году. Но здесь и в Бруклинских глупостях прослеживается… авторский оптимизм. При этом два романа не вызвали душевные боли с катарсисом, а ведь первый из них затрагивает жизнь пса, который теряет хозяина. Мистер Зельц оказывается наедине с миром, посреди тротуара на фоне неизвестного городка и бесцельного существования. Самое время всплакнуть от переживаний, но увы. Текст не цепляет, Вилли заполняет страницы банальной болтовней, а Полли оказывается скучной домохозяйкой, которой не хватило смелости завести любовника, потому она впустила Мистера Зельца на свою кровать.
Даже у Мопассана его Тимбукту читается интереснее.
Ариведерчи, Остер.[1]
Если взорвётся чёрное солнце,
Все в этой жизни перевернётся.
Привычный мир никогда не вернётся,
Он не вернётся. (с) Би-2
ДП 2021.663,2K