Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
akina4an24 апреля 2021 г."Мыслить как преступник" от американского классика
Второй роман Драйзера - и я снова сражена. История, которая, уже ни один год изрядно охлаждала мой читательский пыл еще на подступах одним своим объемом, была прочтена просто на одном дыхании с вынужденными перерывами на сон и работу.
Центральный персонаж романа, Клайд, которого мы в начале видим еще мальчишкой, затем юношей, а в конце (горьком, но закономерном финале его жизни) молодым мужчиной, предстает перед читателем без всяких прикрас. Мы видим все его страсти, мечты, чаяния, страхи. Проходим вместе с ним весь путь его нравственного падения, которое выписано автором с величайшей скрупулезностью. Один из персонажей называет Клайда в своей речи "нравственным трусом", но я бы сказала, что он прежде всего нравственный инвалид: он не способен на искреннее сострадание даже к членам собственной семьи, не имеет чувства естественной благодарности за сделанное ему добро, он и на чувство любви в принципе не способен (все его страсти завязаны только на физическом уровне).
К сожалению, подобная трагическая ситуация, а именно разложение личности из-за зависти, погони за материальными ценностями, трагедия очень часто встречающаяся, и трагедия не только американская. Но почему один человек может устоять перед соблазном, а другой становится его безвольным рабом? Да, Клайд родился в семье, еле сводящей концы с концами, бросил школу, рано начал работать, подпал под влияние компании распущенных молодых людей и в конечном итоге оказался беззащитным перед открывшимися соблазнами мира взрослых. Но оправдывает ли его это? Тут каждый решит сам, но в моих глазах преступление, которое совершил наш главный персонаж, нельзя оправдать. Взглянем на ситуацию трезво: смазливый, несколько глуповатый, прямо скажем, парень с ослиным упрямством хочет встать в один ряд с людьми совершенно другого уровня - выходцами из самых богатых и успешных семей города, не соответствуя им ни в материальном, ни в интеллектуальном уровнях (господи, да весь круг его интересов ограничивается покупкой одежды да разглядыванием девушек). При этом ему не хватает ни ума, ни сдержанности, чтобы вести себя как честный человек. Он шантажом принуждает девушку вступить с ним в любовную связь, а затем, когда наступает закономерный итог этой самой связи, не только принимает на себя роль жертвы, но и приходит к мысли об убийстве несчастной.
Конечно, последняя часть, в которой герой уже после вынесения приговора попадает в тюрьму, производит довольно гнетущее впечатление. Как мне кажется, автор не оправдывает убийц, но вместе с тем достаточно неназойливо обращает внимание на то, что казнь не имеет ничего общего со справедливостью, что это своего рода порочный круг, новое зло, происходящее от зла первоначального. Тема смертной казни как высшей меры наказания очень тонкая, болезненная и, что важно, актуальная для Америки и по сей день!
Находит место в романе и темы религии, религиозного поиска. И именно эта часть (особенно громко звучащая в последних главах произведения) показалась мне наименее проработанной, затронутой буквально вскользь. И только из-за этого "Американская трагедия" оценена мной на 9/10.
Роман оставил после себя сильные впечатления, по ходу чтения его хотелось обсуждать и обсуждать, что я и делала. В очередной раз убеждаюсь, что американская классика XX века звучит мне наиболее близко, а Драйзер - автор, с которым я буду непременно знакомиться дальше!
8542