Рецензия на книгу
Краем глаза
Дин Кунц
MarinaKoroljova24 апреля 2021 г.Это была очень долгая книга. Не просто длинная, а именно долгая. В какой-то степени она меня даже разочаровала. Конечно, это не то всеобъемлющее разочарование, когда начинаешь жалеть, что время, затраченное на чтение, не потратил с большей пользой на «блэк-джек и...» (дальше додумывайте сами), но если говорить о впечатлении, то будь я «Краем глаза» моей первой кунцовской книгой, вряд ли стала бы покупать его произведения снова.
Книга довольно толстая и содержит в себе несколько сюжетных линий, причем, хотя в аннотации и выделены три главных героя: Бартоломью, Ангел и Каин, однако Барти и Ангел выходят на первый план не раньше, чем во второй половине книги, а больше всего внимания уделяется Каину (еще и как главному антагонисту). Впрочем, от этого он не становится ничуть интереснее. А самое первое его появление, обрамленное совершенно глупыми и нелогичными поступками, заложило первый кирпичик в фундамент скептицизма в его адрес.
В плане эмоций и впечатлений Каин не вызывает ровным счетом ничего — он мелкий, жалкий, гнусный, мерзкий, неприятный, тщеславный, чванливый, самовлюбленный и самонадеянный манекен с завышенным ЧСВ и совершенно полетевшей психикой. И в принципе становится неважно, почему он стал таким (а это становится известно ближе к концу), так как никакое прошлое не может извинить того, что он сотворил, чувствуя собственную ложную правоту и безнаказанность. Конечно, нас во многом формирует наше окружение, пример Эдома и Джейкоба тому ярче яркого, но Каин в принципе выписан так, что не вызывает никаких других эмоций, кроме скуки и брезгливости.
Барти и Ангел мне понравились. Милые детки, интересные беседы и, конечно, очевидная «вундеркиндность» сделали их на ступеньку выше их родных и близких, так как приблизили их к той самой тайне, которую на своих страницах выписал Кунц. И хотя в принципе идея получилась интересной (существование многих вселенных и многих Барти, которые в этих вселенных не все ослепли... вообще такая многоплановость бытия — неплохая философская подоплека, правда?), однако слишком много внимания было уделено именно мистицизму с четвертаками, призрачными голосами, психологической войной и в том же духе. Отсюда квантовая механика отошла на задний план и благополучно там осталась, выскочив лишь ближе к концу.
Остальные герои получились в чем-то разнообразными, а в чем-то — очень похожими. Агнесс, Эдом, Джейкоб, Целестина, Уолли, Грейс, Мария, Пол, Том — они все безусловно хорошие, добрые и человечные личности. Но пока я читала, мне все время хотелось спросить: что за воду они пьют в своих Брайт-Бич и Спрюс-Хиллз, что они все такие добрые и жизнерадостные? Или у них там воздух какой-то особенный? Я верю, что на свете немало хороших и добрых людей, и тем более я люблю читать про таких людей, но боже мой, это прямо идеальный мир в идеальном мире! Так и начинаешь поневоле ожидать, что за фасадом любви и благополучия скрываются демоны и имя им — легион.В книге сквозной сюжет, затрагивающий каждого из участвующих в истории героев, однако действие развивается настолько медленно, уделяя внимание в целом не особо нужным деталям, что кажется, будто книга не закончится никогда. Первую половину я читала несколько дней, по чуть-чуть, вторая половина уже пошла полегче и даже с интересом, особенно по части мелодрамы между Целестиной и Уолли, которой было немного, но которую я, признаться, в последнее время очень уважаю в книгах. Однако если выкинуть большую часть жизнеописания Каина, его любовные похождения и художественные изыскания, обильные описания жизненного уклада Агнесс, то во-первых, книга получилась бы раза в три короче и да, динамичнее, а во-вторых, возможно, это смогло бы выявить больше интереса к личностям героев, ведь иногда, чтобы заинтересовать, нужно не все разжевывать, а дать читателю возможность подумать самостоятельно.
Потому что лично мне пришлось больше по вкусу финальное появление Каина, когда под резиновой маской старательно, но неумело маскирующегося психа появилось нормальное, злобное и агрессивное лицо. И дело не в том, что я не воспринимаю тонкие материи вроде медленного схождения с ума и плавного погружения в холодные бездны безумия. Дело в той воде, которая налита вокруг этого погружения. Когда воды слишком много, все возможное напряжение и нагнетание сходит на нет, оставляя лишь чувство веселого недоумения, мол, как этого придурка вообще можно было принимать за нормального?Финал... несмотря на то, что он был откровенно слит, он все же получился интересным. И единственное, что я скажу по этому поводу, так это то, что если бы ВСЯ книга была выдержана в том же темпе и том же духе, что и финал, то читать ее было бы гораздо интереснее.
Конец же книги в чем-то показался мне лишним. Пусть и естественным путем, но многие умерли, многое изменилось, и это вызвало не совсем приятный осадок. Краткие же описания основных политических событий 60х-70х годов и вовсе показались мне излишней и слишком сухой хроникой, которая не внесла в сюжет книги особого смысла.И да, кажется, теперь я понимаю, почему книга называется «Краем глаза». Потому что, концентрируясь на каких-то поверхностных и второстепенных вещах, самое важное она оглядывает лишь мельком, походя. Краем глаза.
P.S. И почему бы авторам не взять за правило описывать цвет кожи и расовую принадлежность героев при их первом или хотя бы втором появлении, а не в середине книги, когда ты уже успел двести раз их представить?
5683