Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним23 апреля 2021 г.А судьи кто?
Сюжет романа "Воскресение" мог бы показаться абсурдным, если бы не был основан на реальных событиях. Рассказанная Анатолием Федоровичем Кони история из собственной судебной практики, положена в его основу. Она о том, как один из присяжных заседателей, узнав в зале суда в обвиняемой проститутке, женщину , которую много лет назад любил и совратил, решил, что обязан теперь на ней жениться.
Дмитрий Нехлюдов накануне суда живет вальяжной, барской жизнью. Потихоньку жиреет, холит, лелеет себя любимого, у него есть интимная связь с замужней женщиной и расчетливо прикидывает, взвешивая все "за" и "против", стоит ли ему жениться на княжне Корчагиной. Было когда-то время, когда он мечтал всех сделать счастливыми, бедных богатыми, бесплатно раздавал земли, но к тридцати годам все это кануло в лету. Встреча в зале суда с подсудимой Катюшей Масловой, которую он в юности соблазнил, которая стала тем, кем стала, заставляет его вспомнить, переосмыслить свои прожитые последние годы и кардинально измениться. Одно изменение уже происходило с ним лет в двадцать, когда он из чистого и высоконравственного юноши стал человеком развращенным. Как первое изменение Нехлюдова, так и его обратное преображение для меня остались непонятными, но Толстой и не ставил целью объяснить причину. Основная идея романа не почему изменился Нехлюдов, а как. В это самое как писатель вложил свое религиозно-философское учение.
Не надо хорошо знать биографию Льва Николаевича, чтобы понять, что Нехлюдов в чем-то автобиографичен. Служба в армии, страсть до женского полу, сложившееся к концу жизни мировоззрение - все это писатель передал главному герою. Софья Андреевна, жена писателя, считала, что в сцене соблазнения Катюши Масловой Лев Николаевич описал свою связь с горничной своей сестры в Пирогове.
Уже в первой части романа Нехлюдов сравнивает судей, власти, высшее общество с низами, с теми, кто оказывается осужденным и находит много общего. Только одни за решеткой, другие же на свободе.
Во второй части Дмитрий Нехлюдов принимает решение жениться на Масловой, занимается делом по ее незаконному осуждению, параллельно становится ходатаем еще по нескольким уголовным делам, раздает за бесценок свои земли крестьянам. Хотелось бы поверить в искренность главного героя, но сколько же в нем самолюбования своей жертвенностью. Критикуя правовую систему в стране, задаваясь вопросом "а судьи кто?", взывая о несправедливом наказании невиновных и бесполезности тюрем, которые еще никого не исправили у Нехлюдова нет ответа на вопрос "что делать с истинными преступниками: убийцами, грабителями, насильниками?" Ответ для себя он находит в Евангелии, в толстовском его понимании.
В романе есть резкая критика Православной Церкви. Мне близко мнение Льва Николаевича, что истинная вера часто заменяется обрядовостью и понимание православных, порой, сведено к тому, что сходи свечку поставь, водички крещенской попей, в трех церквях молебен закажи, что именно в этом
заключается таинственная сила, посредством которой можно приобресть большие удобства в этой и в будущей жизниНо никак не могу согласиться с критикой Таинств Церкви, их я принимаю не знаниями, а пропустив через себя, прочувствовав, интуитивно, потому с болью читала некоторые главы. "Интуиция — это священный дар, а рациональный ум — верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре " - писал другой великий, только уже не писатель, а физик Альберт Эйнштейн
Роман "Воскресение" по сути стал проповедью Львом Николаевичем толстовства. Однако писатель Толстой мне гораздо ближе, чем Толстой проповедник.
281,3K