Рецензия на книгу
Илиада
Гомер
Аноним19 апреля 2021 г.Патанджали и Чжуан-цзы мне ближе
Читал поэму в переводе В.В. Вересаева.
Несколько дней посвятил я этому произведению. Рад, что, наконец, добрался до него, т.к. до этого я Гомера не читал никогда. Эпос этот удивил меня, навёл на различные мысли, даже, пожалуй, задел за живое, но «моей» книгой он не стал.
Во-первых, как ни странно, «Илиада» напомнила мне аниме. Ту же «Сейлор Мун». Если говорить о сюжете, то «Илиада» - это сказочные приключения. Такие же, как многие сказочные приключения в аниме. Такие же, как «Властелин колец», которого я не люблю. Такие же, как «Старшая Эдда», которую я читал давно и которую тоже не люблю. В аниме мне нравится постановка – рисовка, озвучка, юмор. Здесь – просто приключения. Без морали, без японских девочек и без юмора. Наверное, это совсем неплохо, но мне это мало интересно.
Во-вторых, в аниме, помимо перечисленного мной выше, есть ещё МОРАЛЬ. И, кстати, та же мораль есть в септологии о «Гарри Поттере». Здесь же морали нет. Это меня удивило больше всего. Здесь показаны такие люди, которых я часто (увы!) вижу в обыденной жизни. Люди с совершенно обывательскими взглядами. В них нет благородства. Эти герои совсем не кажутся мне героями. Герои для меня – это Никита Карацупа, Зоя Космодемьянская, Павка Корчагин. То есть, люди, которые бьются ЗА ИДЕЮ. Но тут никаких идей нет.
В-третьих, я понял, что люблю войну, которая тоже пропитана ИДЕЕЙ. За что мы, мальчишки, любили Гражданскую войну? За то, что красные в ней сражались за справедливость. За что любили Великую Отечественную? За то, что мы бились в ней против человеконенавистнической идеологии фашизма. Я советский человек. Советский до мозга костей. Я не понимаю войны ПРОСТО ТАК. Чем она отличается от драки деревенских мужиков стенка на стенку? Ничем. А от драки павианов? Тоже ничем. В простонародье это называется молодечеством. Но я никогда в жизни не понимал такого молодечества, считал его зверством и глупостью. Вот и здесь мы видим такое зверство и глупость. Люди убивают друг друга в течение ряда лет ПРОСТО ТАК.
Да, произведение это хорошее – не поспоришь. Оно хорошо тем, что ясно, чётко, талантливо показывает людей такими, какие они есть. Не смотря на то, что в битве участвуют боги, произведение это вовсе не является сказкой – это самый настоящий реализм. Но реализм не советский. Тут показаны люди, которые не хотят стать совершеннее, умнее, благороднее. ЭТИ люди хотят лишь осуществлять свои вполне «земные» желания. Прославиться, возвеличиться, девушку потискать и т.д. и т. п. Вот то, что их заботит. Но мне непонятна жизнь без идеала, без стремления к совершенству. Тут я готов вслед Екклезиасту повторить, что всё это суета и томление духа. Меня это как-то не увлекает.
Я читал древнюю литературу Востока, и там, на мой взгляд, духовности было гораздо больше. Трактат «Чжуан-цзы», «Дао Дэ цзин» Лао Цзы, «Йога-сутры» Патанджали, «Бхагавад-гита», - всё это книги, читанные мной многократно, и всё это книги, насыщенные духовностью. И они мне гораздо ближе «Илиады». Но большинству современных людей (я в этом уверен), Гомер будет понятен гораздо больше, чем Патанджали. Но мне герои Гомера кажутся слишком ЖИВОТНЫМИ.16933