Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Passengers

John Marrs

  • Аватар пользователя
    kagury15 апреля 2021 г.

    как толерантность портит литературу

    Аннотация обещала интригующий роман с психологическими заморочками. Восемь автомобилей, внутри которых заперты пассажиры, а случайные люди должны решить их судьбу. В таких обстоятельствах было где развернуться и с характерами, и с анализом того, что на самом деле думают окружающие люди и что они должны думать из соображения приличий.

    Ну, например. Вот вы – коренной москвич. Или ленинградец, или ростовчанин. И вам надо выбирать, кого оставить в живых, такого же горожанина, как и вы, у которого тут и бабушка, и прадедушка, или мигранта с выводком детей. Идеалы гуманизма идут лесом, потому что люди никогда не равны. И подавляющее большинство всегда выберет себеподобного. И таких вот ситуаций выбора (детный/бездетный, молодой/старый, гей/традиционалист, врач/проститутка, образованный/дебил и прочее) можно было поставить несколько и анализировать их с упоением и ковырянием в стандартах, нормах, первых душевных порывах, попытках их придушить ради чего-то высшего и, наконец, оставлении этих попыток. Потому что вообще-то, какое кому дело до чужих людей. Цинично, но правда.

    Но автор не рискнул ни на шаг выйти за границы простенькой голливудской мелодрамы. Более того,

    он быстренько прикончил тех пассажиров

    , которые могли бы вызвать чуть больше вопросов, чем обычный средний человек с милым скелетом в шкафу. Все-таки, толерантность портит не только общество, но и литературу. Впрочем, скелеты получились хорошо.

    Что же тогда плохо? Да, в общем, все остальное. Потому что все остальное оно какое-то недоделанное.

    Во-первых, характеры пассажиров даны слишком схематично. Понятно, что это не Достоевский. Но так слишком скучно. Читателю не дают поразмыслить самому, за него все решают. Но это все в ту сторону, что хотелось психологического романа, а тут просто голливудский саспенс с явным намеком на переделку в сценарий.

    Во-вторых, начиная с середины становится понятно, кто точно останется в живых. И интрига сразу теряется. А это для такого жанра – провал.

    В-третьих, объяснение произошедшему – избыточно многословное и столь же избыточно натянутое. В смысле, гораздо менее реалистичное, чем самодвижущиеся автомобили.

    И, наконец, здесь совершенно некому сопереживать. Ну, разве что Хайди и актриса более-менее нормальные персонажи. Потому что сама Либби – это абсолютный картон. Ну и, не знаю, кого как, а меня всегда раздражают отсылки к предыдущим книгам автора.

    Тем не менее, не могу сказать, что прям совсем все плохо. Первая половина читается вполне увлекательно, и в целом, как одноразовая вещь для чтения в метро — вполне вариант.

    3
    105