Рецензия на книгу
Нью-йоркская трилогия
Пол Остер
Аноним10 апреля 2021 г.Бессознательная автозамена личности.
Что же такое трилогия. Три-ло-ги-я. Жаль, что у этого слова не три слога. Было бы легче, даже, может быть, немного понятнее от самой структуры слова. Но нет. В любом доступном источнике будет описание примерно такого типа – три произведения, объединенных идеей и преемственностью сюжета. Меня терзают смутные сомнения, но ради общей идеи с трилогией, хотелось бы найти точки соприкосновения. Итак, есть три общих основы, которые объединяют «Нью-Йоркскую трилогию» – это писатель, детектив и герой, стирающий свою личность. Да, обязательно три составляющих, чтоб в итоге магический треугольник сюжета замкнулся в острых углах отрезков, связанных между собой чем-то общим.
Давайте разбираться дословно. Начнем с писателя. Он присутствует, естественно, во всех трех сюжетных линиях. Писатель, такой непредсказуемый герой, который может переходить из книги в книгу по своему усмотрению, ему же все равно где записывать свои мысли. Например, в маленькую красную тетрадь, удобную для пометок на прогулке или в наблюдении. Можно записывать ежедневно напротив окна, для лучшего обзора своей деятельности – мало ли кому захочется понаблюдать. А можно написать гениальную книгу и оставить ее кому-нибудь, изменит ли это чью-то судьбу. Все равно в итоге придется сделать выбор – публикация или уничтожение в небытие. Писатели – они такие непредсказуемые.
Детектив. Нет, не подумайте, что это жанр. Оставьте свои жадно потираемые ручки от предвкушения логики и дедукции. В этой истории одни вопросы в отсутствие сюжета. Детектив – это герой, пытающийся распутать узелки, которые так крепко завязывает автор. Профессионализм и опыт не помогают понять, кто жертва, а кто нет. Самое главное, чтоб любимое дело не переросло в наваждение. Нет, не так. В НАВАЖДЕНИЕ, разрушающее личность до основания, до самого последнего кирпичика на знаке СТОП, до одинокого камушка возводимой Башни из слов.
Герой, стирающий свою личность; автозамена в процессе жизни; саморазрушение или все-таки поиск себя. Кто знает, может быть существует несколько личностей, отпусти их на волю, чтоб и они тоже прожили свою судьбу. Нельзя их долго сдерживать внутри, а то в один прекрасный момент, они могут начать разрушать изнутри, требуя свое. Найти целое или выпустить истинного себя на волю – определенно нам поможет маленькая красная тетрадка, там все ответы. Они записаны мелким забористым почерком, скрываются между букв и прячутся за знаками вопросов.
Итак, три произведения. Такие разные и все-таки они вместе.
«Стеклянные город» ослепляет своими загадками. Случайный звонок писателю детективов запускает некий механизм самопоиска. Возможно, звонок был ошибочный, но это только «возможно», от последствий выбора никто не застрахован. Заменив свое имя с Куина на Пола Остера, как и изменив его на псевдоним автора Уильям Уилсон, герой еще до описываемых событиях стоял перед выбором своей судьбы, как и выбора своего имени. Решено, назвавшись Полом Остером, он принимает активное участие в детективной запутанной истории наблюдения. Ему предлагается проследить за отцом своего нанимателя и узнать о его дальнейших действиях. Изюминка автора в клонировании героев, они всегда, как будто размножаются почкованием в самый неподходящий момент. Выбор сделан. Слежка установлена. Красная тетрадь приготовлена. Будет ли у писателя-детектива возможность вернуться к первоначальному имени или в итоге он потеряет все, разрушив Вавилонскую башню до основания.
«Призраки», по моему скромному мнению, самая запутанная история. Сюжетной линии как таковой вообще нет, но есть наваждение, переродившееся в НАВАЖДЕНИЕ. Опять перед нами профессиональный детектив Синькин, которого впоследствии можно спутать с другими красочными героями. Но в данном случае, его задание – это Черни. Как ни странно, оказавшийся писателем. Что надо? Наблюдать. Когда ты полностью отказываешься от своей жизни и погружаешься в чужую жизнь, кажется, что ты ею и живешь. Что в итоге и случилось. Кто сейчас и есть Черни? И остался ли Синькин самим собой – это большой вопрос.
«Запертая комната», это квинтэссенция трилогии, как вишенка на торте. После нее многое встает на свои места, а иногда кажется, что пришло подобие понимания, но, к сожалению, опять только кажется. Яркая личность под именем Феншо пропадает, но просит свою жену обратиться к лучшему другу для разбора своих бумаг. В лучших ожиданиях от прозы Пола Остера, мы уже начинаем догадываться, что жизнь Феншо проживет его лучший друг – понимая это и осознавая, что автозамена произошла с того момента, когда он принял правила игры «Нью-Йоркской трилогии». Сможет ли он порвать порочный треугольник или уничтожить, мигрирующую из сюжета в сюжет, красную тетрадь судьбы?
Проза Пола Остера я бы назвала магической. Она настолько затягивает, как зыбучие пески, что начинаешь вязнуть в загадках, намеках и зацепочках. Запутываешься в них и, если вовремя не выплыть, захлебываешься в вопросах. Ассоциативно, Нью-Йорк и детектив у меня вызывают эмоции нуара, черно-белого кино, где сыщики в широкополых шляпах и плащах, отстукивают свои отчеты на пишущих машинках. Пусть в романах Пола Остера, они печатают лишь вопросы, на меня магическое воздействие текста неоспоримо. Это чистое ощущение, без ответов, почему происходит то, что происходит. Все непонятно, все соединяется определенными крючочками, знакомыми только автору, зарубками в лабиринте, которые знает только Пол Остер. Потеря личности, клонирование героев, подмена судеб и потеря в направленности линейного течения сюжета, все магически закручивается в гипнотическом танце со словами. Переходя из предложения в предложение, понимаешь, что герой сам в поиске ответов, как и читатель. Пол Остер – мистификатор. Пол Остер – всего лишь герой трилогии. Пол Остер – кто?
Стоит ли еще читать Пола Остера?
Ответ магического шара судьбы "Пока не ясно, попробуй снова" Даже шар определиться не может. Попробую снова.241,2K