Рецензия на книгу
1794
Niklas Natt och Dag
Eeekaterina897 апреля 2021 г.Обычно, я перед прочтением очередной выпущенной части перечитываю предыдущую, но почему-то именно в этот раз я перечитывать не стала. Не знаю что это за бзик такой - перечитывать. Первую часть Бельманской нуарной трилогии я прочитала аж в 2018 году, больше двух лет прошло, в этом случае как раз было бы логично вернуться к ней и вспомнить происходящее на страницах, но я поленилась. Ни о чем, кстати, не жалею, потому что погрузившись в продолжении трилогии я получила довольно необычный опыт, когда ты встречаешь уже знакомых персонажей и в памяти самостоятельно всплывают подробности предыдущей части. Задумалась насколько вообще необходимо перечитывание.
На страницах «1794» мы снова возвращаемся в Швецию XVIII века, где чернь недовольна королевской властью, страна на пороге государственного переворота, периодически возникают бунты и стычки, сотни нищих, безработица, трущобы, грязные, полные помоев и нечистот улицы. Вот в таком, грязном и вонючем Стокгольме, и начинается история с дневника нового героя Эрика в сумасшедшем доме, пытающегося вспомнить, как свадьба и первая брачная ночь с любимой обернулась кровавым и бесчеловечным убийством. Вспышка ярости, застилающей глаза, и свою невесту он превращает в кровавое месиво, разве это возможно? Эрик не помнит, не помнит ничего, память не может ему помочь, эта часть ночи покрыта мраком, попытки освятить уголки памяти так и остаются попытками, постоянно осматривая свои руки в поисках пятен крови, все о чем он мечтает, перестать существовать и исчезнуть. Человек на такое зверство не способен, а значит он животное. Взаимная и сильная любовь обернулась болью, зачем тогда нужна такая любовь?
Всю свою жизнь я мечтал о любви. Но если бы я понимал или хотя бы представлял, что это такое - любовь, никогда и никого бы не полюбил. Прекрасна и ужасающа, деспот в королевской мантии. Лихорадочно кипящая кровь... о господи, если бы я знал, в какую бездну завлечет меня любовь! В бездну, из которой нет возврата... Если бы сейчас мне сказали: загадай любое желание, и оно будет исполнено, но только одно, одно - единственное, - и думать нечего: ответ готов. Сделайте так, чтобы я никогда не познал любовь.Дома умалишенных переполнены людьми, полное безразличие со стороны персонала, никому ты там не нужен, сидишь в каморке с несколькими такими же как и ты, на полу в своих испражнениях, накаченный опиумом. Самостоятельно покинуть это мрачное место нельзя, только сбежать, что практически невозможно без помощи из вне, но и за пределами стен больницы ты тоже никому не нужен. Замкнутый круг, обрекающий тебя на смерть в одиночестве. Воистину эти больницы «кладбище живых», оболочка ещё здесь, на земле, а сам ты давно пребываешь в пустоте, возврата из которой не будет.
Ежегодно, ежедневно и ежечасно город сводит людей с ума. Поток несчастных, потерявших рассудок, не иссякает.Экскурс в сумасшедший дом отнюдь не спроста, помимо Эрика, коротающего там остатки своих дней, появляется новый помощник Карделя - Эмиль Винге, младший брат погибшего от чахотки Сесила, в прошлом пребывающий в доме скорби и чудом вырвавшийся на свободу. Наличие свободы не избавляет тебя от внутренних демонов, страх следует за тобой по пятам бесплотной тенью, даже ночной сон не приносит спокойствия и умиротворения, остаётся только найти утешение в бутылке, жалкая попытка отключить сознание в надежде избавиться от мыслей, не дающих покоя. Кровожадное убийство помогло встретиться двум несчастным и одиноким людям, Эмиль помогает Карделю прийти в себя после смерти Сесила и снова стать полезным, Кардель спасает Эмиля от алкоголизма и неминуемой смерти.
Начиная разматывать клубок ниточек, ведущих от убийства к его исполнителю, автор погружает читателей в природу зла. Здесь не будет расследования как в первой части, когда герои подобно псам ищут и выслеживают преступника, об этом свидетельствует и отсутствие интриги в личности преступника, в этой части само расследование отходит на второй план, позволяя углубиться в людские пороки, приводящие к становлению на путь уничтожения себя как человека и превращения в преступника.
Разве Бог отвечает за все несправедливости? Это мы, люди, забыли откуда мы родом. Построили мир, где вовсе необязательно соблюдать Его заповеди. Каждому по вере его... но общество-то прогнило насквозь.
А может дикарь никогда и не был благородным? Мир стареет, но не становится лучше. Может, все наши успехи, то, что мы называем цивилизацией - всего лишь способ довести злодейства предков до нового, невиданного уровня?
Знаете ли, у большинства людей не возникает затруднений назвать поступок хорошим, если они видят: да, этот поступок хорош. То есть считают себя вполне способными отличать хорошее от плохого. Но когда дело касается их самих, и при этом выясняется, что хороший поступок требует определенных жертв, каких-то там жертв! Хотя бы неудобств - о, тогда другое дело... тогда они ограничиваются тем, что не совершают плохой поступок, но сами-то отнюдь не препятствуют тому, что происходит.
Все происходящее пропитано мрачной и гнетущей атмосферой, есть четкое ощущение, что эта книга подготовка к более насыщенному событиями полотну, которое развернётся в следующей. Так же как и первая книга, продолжение разделено на несколько частей, каждая из которых посвящена определенному герою, все ниточки соединяться в последней завершающей части. Кровавый хаос, развернувшийся на страницах «1794», достигнет своего пика и заполыхает всепожирающим огнём, сжигая прошлое, настоящее и будущее. Каждый из героев на пепелище встретиться со своей бездной... Справятся ли они?
Огонь - живое, злобное существо. Он ждёт своего часа, притворяясь прирученным в печах и каминах, ждёт долго и терпеливо. Ждет, когда можно будет разом собрать все долги и отплатить за все обиды. Спасает только одно - бегство.Время пришло - пора...
261,4K