Рецензия на книгу
Альпійская балада
Васіль Быкаў
Аноним4 апреля 2021 г."Сярод гэтай першабытнай стыхіі ў адным кроку ад смерці нарадзілася нязведанае, таямнічае і ўладарнае, яно жыло, прагла, палохала і клікала..."
Довольно интересное и не совсем обычное для автора произведение. Уже хотя бы потому, что на первом месте в нём не война, не тема психологического выбора, а любовь – то самое чувство, которое сперва оставляет в душе смятение, а затем заставляет радоваться и благодарить судьбу за то, что она существует.
Любовь – всегда остаётся любовью. И ей не помешают ни время, ни языковые барьеры, ни даже война. Казалось бы, всё это не вовремя: плен, чужая итальянская земля, побег, и мечты о Сопротивлении. Только во все эти планы советского военнопленного из безызвестных Терешек, что меж двух голубых озёр в Белоруссии, внезапным образом врывается она – хрупкая смешная девчушка, что также бежит из плена. А впереди у них Альпы – суровый переход через горы, погоня фашистской облавы, встреча с такими же бежавшими пленными.
Но Василь Быков не был бы верен себе, если бы не его фирменный, легко узнаваемый стиль. И полоумный лагерник оказывается не так уж и прост, другие пленные – готовы перегрызть горло за горсть хлеба. Проблема морального выбора: что было бы, пойди Иван против собственной совести и застрели этого австрийского идиота? Есть и непростые воспоминания Ивана о военных буднях – тех самых, что ещё до плена. Здесь и предательство, психологические испытания, проверка на прочность и силу духа. Пусть повесть и написана в далёком 1963-ом году, когда все ещё мечтали о торжестве коммунизма, да и критиковать его было чревато – у самого В. Быкова нет-нет, да проскакивают намёки на непростую жизнь людей, просчёты советского руководства. Внимательный читатель легко это заметит.
Очень хорошо показана трансформация чувств от смятения и ненависти к Джулии – этой итальянской дочери буржуа-фабриканта – до неожиданной нежности к той, что готова пожертвовать собой ради близкого, верности своей мечте и идее о мире. Очень сильным оказалось её письмо в эпилоге – эмоциональным и психологически насыщенным. Будто та заключительная сцена из к/ф «В бой идут одни старики». Эти три дня по заснеженным Альпам перевернут весь их мир – Ивана и Джулии, заставят одного, наконец, познать радость в любви, другую – найти своё призвание в жизни, посвятить её тому, кого будет помнить вечно. И её собственный 18-летний сын Джиованни – тому подтверждение (нехитрые расчёты позволяют смекнуть, кто его отец).
181,4K