Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The House of the Spirits

Isabel Allende

  • Аватар пользователя
    Аноним4 апреля 2021 г.

    «У нас безумие распределилось на всех, а не сосредоточилось в ком-нибудь одном». (с)

    ⠀⠀⠀Благодаря Новогоднему флешмобу, я смогла познакомиться с творчеством Исабель Альенде, чилийской писательницы и журналистки. Когда-то давно я мельком видела фильм 1993 года с Мэрил Стрип в главной роли, но тогда не возникло никакого желания познакомиться с первоисточником. В целом книга смогла зацепить, но это не тот тип повествования, который я предпочитаю видеть и узнавать. Рецензия получится достаточно короткой, если сравнивать с моими стандартными вариантами, так как эта не та книга, которую хотелось бы критиковать только из-за того, что мне не нравится композиция повествования. Но при этом я постараюсь отметить сильные и слабые стороны и остановиться на интересных моментах книги. Некоторые моменты рецензии будут основываться на данных, которые взяты из послесловия книги от Виктора Андреева и которые дополнены моими комментариями. Обо всём по порядку.
    Сюжет, задумка и персонажи:⠀⠀⠀Начну с самой писательницы, так как всегда важно понимать личность автора, который если уж не вкладывает свою душу в творчество, то делится своими идеями, мыслями, переживаниями. И эта история явно показывает нам, что тут можно заметить целый спектр как переживаний, так и более позитивных эмоций. Ранее об Исабель Альенде, чилийской писательнице, я слышала только в контексте описания семьи Сальвадора Альенде, известного чилийского президента, который умер в 1973 году. Причём стоит кратко ознакомиться с историей военного переворота, в ходе которого этот президент погиб (официальная версия — самоубийство). Почему? Вы сможете понять некоторый контекст чилийской истории, который можно увидеть в рамках этой книги. Казалось бы, книга не о политике или истории, но если вчитываться в те же монологи Эстебана Труэбы, то можно понять, что беспокоит писательницу. Так как в своё время я изучала историю Латинской Америки в XX веке, пускай и поверхностно, мне всегда казалось, что их история достаточно сложна и многомерна. Но в то же время уникальна и интересна — например, если учитывать политические взгляды семьи Альенде, масонство и ситуацию накануне переворота в Чили. Нельзя отрицать тот факт, что непростая история, политическая ситуация, войны, революции всегда влияли на культуру и творчество людей — как во всём мире, так и в рамках такой маленькой страны под названием Чили.

    ⠀⠀⠀Необязательно читать всю историю, чтобы понять книги, но если читать эту, то всё же некоторые моменты могут показаться непонятными из-за незнания определённых моментов истории. Послесловие, которое есть в издании 2002 года, отлично раскрывает интересные детали книги, которые помогут понять её лучше. Причём нельзя сказать, что книга охватывает какую-то определённую страну, потому что названия нигде нет. Это «фигура умолчания», как это описывается позднее в послесловии, — «то, что не названо автором, но подразумевается им и легко прочитывается читателем, — воздействует на читателя своей тайной более сильно, чем прочитанное воочию». И как я обожаю этот приём в книгах, потому что позволяет поразмыслить, сделать параллели. К примеру, именно дядя писательницы (всё тот же Сальвадор Альенде) стал одним из закадровых героев книги — Кандидат, а потом Президент. Такая прозрачная родственная нить связывает книгу с писательницей. Тут упоминаются и другие деятели, но имена и фамилии не даны. Своеобразная обезличенная политическая ситуация, которая может стать попятной каждому, если потом прочитать послесловие или заранее знать исторические факты. Кроме того, она делает отсылки на Пабло Неруду, поэтический голос Латинский Америки» и «творца национального самосознания», — и это весьма символично, учитывая политический подтекст в этой книге.

    ⠀⠀⠀Дом духов — одно из произведений «нового латиноамериканского романа» (конец 60-х годов). Говорят, что есть сходства с произведением «Сто лет одиночества» Гарсия Меркеса, которое хочу прочитать уже давно. Как было верно подмечено в послесловии, эта книга — не просто «свидетельство эпохи», это «свидетельство женщины». Интересный магический реализм получился у писательницы (некоторые писали о «магическом феминизме», но, как и сказано в послесловии, это достаточно спорный термин). Несмотря на то что мне не понравилась композиция книги, которая скорее мешала читать, у неё тоже есть свой смысл. Магический реализм — это всё о Кларе, Розе, но никак не об Эстебане Труэбе, который словно голос разума врывается в повествование, внося в него логику, смысл, реалистичность. Казалось бы, простые, даже достаточно распространённые имена — Роза (символ красоты), Бланка (светлая), Клара (сияющая), Альба (утренняя заря) — а столько глубоко смысла в них, столько символизма, который присущ всей этой книге. От начала и до конца.

    ⠀⠀⠀Итак, эта книга представляет собой роман жанра «магический реализм», которая раскрывает историю одной семьи в разных поколениях — начиная семьёй Дель Валье и заканчивая историей Альбы. Каждая глава посвящена тому или иному персонажу, но только голоса двух можно отметить, которые прослеживаются на протяжении всей книги — Эстебана Труэбы и Альбы де Сантини. Они будто голос разума, который врывается в историю семьи и «великолепного дома на углу». С самого начала читателя погружают в необыкновенный мир, где кажутся реальными зелёные волосы от рождения и где одна из девочек умеет предсказывать будущее. Но при этом не стоит надеяться на то, что магический реализм будет повсюду. Отнюдь нет, так как И. Альенде нетривиально подошла к раскрытию этого жанра — введя магические и необычные элементы, она повествует как будто о настоящих событиях, которые были когда-то в XX веке. При этом получилась удивительно пугающая магическая реальность, когда в норме вещей найти в кустах голову родственницы и хранить её в доме, освежевать пса, который был любим Кларой и так далее. Атмосфера — то, что надо такому жанру книг: удивительная, пугающая, серьёзная.

    ⠀⠀⠀В книге много разных персонажей, которые могут вызвать как восхищение, так и отторжение. Персонажи — точно не шаблоны и точно не скучны. У каждого есть своя «миссия», у каждого есть свои идеи и взгляды. Писательнице удалось передать весь спектр развития героев, и это неудивительно, если показывать их жизнь практически от самого начала и до конца. Остановлюсь на некоторых ярких персонажах, которые зацепят любого читателя. Читать про Эстебана Труэбу — противно и жутко. Его размышления столь консервативны, столь противны, что все его действия и мысли отторгались. Про женщин, права человека, политику. И это не минус, это даже плюс, потому что сразу видно такого человека, который по своей природе отвратителен, но при этом он так органичен в этом произведении. При этом он постоянно меняется: он может отстраниться от своей жены, помогать проститутке возвыситься, обожать свою внучку и спасать её от трагедии. Он действительно разнообразный человек: в начале ты его ненавидишь, потому что он кажется отвратительным, но под старость лет он будто меняется (но не совсем), наконец-то начинает заботиться о ком-то, кроме себя, своего статуса и своего богатства. Затем Клара всегда казалась как не от мира сего. И в этом её изюминка. Она быстро западает в душу с момента первого появления и остаётся там до самого конца. Её история, на мой взгляд, — самая сильная и самая глубокая. Казалось бы, она терпела до последнего своего мужа, который постоянно менял к ней своё отношение; она молчала и не давала серьёзного отпора ему; она не спорила и слушалась его во многом. Но при этом она была сильной и готова была сделать для своих детей всё, плюс она учила детей самостоятельности, особенно Бланку и её дочь Альбу. Она как будто смирилась со своей участью, для неё — это судьба, но она готова была бороться за судьбы близких. Клара была действительно мудрой женщиной; она настоящая душа «великолепного дома на углу».

    «— Почему она так жила, если денег было предостаточно? — закричал Эстебан.
    — Потому что ей не хватало всего остального, — мягко ответила Клара».
    ⠀⠀⠀А теперь о том, почему книга всё же не «моя». Я сомневалась до последнего, но в итоге действительно так — «не моё». Я могу читать разное, даже порой абсурдное и необычное, наподобие Кафки. Но читать такие книги с таким повествованием — это мимо. При этом сразу видно, что книгу великолепна— подробно и красиво изложенная история семьи, глубокий смысл в каждой главе, важные политические и философские вопросы, интересные персонажи со своей историей. Крайне неудобная композиция произведения: постоянная смена времени, лица (1 или 3), персонажа — из главы в главу, даже иногда в рамках одной главы. Порой это запутывало, вводило в заблуждение. Но вот повествование от первого лица нравилось больше, чем от третьего. К примеру, глава 4, когда Эстебан Труэба рассказывает про свои эмоции относительно ситуации с именами детей. При этом, как я говорила выше, такое повествование — будто специальный приём, о котором потом будет сказано в послесловии. Но, увы, что есть, то есть. Меня редко цепляет смешанное повествование. Плюс, хотелось бы также отметить ещё один приём. Знаете, бывает в книгах такой приём, который используется в конце главы. Автор будто невзначай ломает 4 стену и говорит о том, что впереди предстоит «вот это, а потом это» — как будто рассуждение с читателем. Этот приём встречается часто в литературе, но в этой книге — слишком часто, почти каждый раз, когда происходит что-то важное или появляется кто-то важный. Это постоянное предвосхищение раздражало. Например, к примеру, ситуация с Бланкой и одним мальчиком или ситуация с Транситой Сото. Иногда это поддерживает интригу, иногда это помогает акцентировать внимание на каком-то персонаже. Например, хотя мне этот приём не нравится, зато я смогла запомнить Транситу, которая проходит явную эволюцию в книге.

    ⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): персонажи и их развитие (взгляды, идеи, мысли, действия); политический подтекст и философские вопросы, которые поднимаются в книге; символизм; магические реализм, смешанный с жестокой реальностью; атмосфера. Слабые стороны (минусы): композиция повествование (1 и 3 лицо, чередование); постоянное предвосхищение событий и трагедий; затянутость и медлительность сюжета.Выводы:⠀⠀⠀Даже когда мне книги вообще не нравятся, я не столь тактична, как в этот раз. Несмотря на то что сюжет мне показался скучным и затянутым, я всё же смогла найти сильные стороны, которые смогут зацепить читателя. Например, меня смогли зацепить персонажи, и для меня они лучшее в этой книге. Они такие реальные, даже если учитывать некоторые магические и сюрреалистические элементы. А также классная атмосфера, которая помогает погрузиться в повествование и узнать лучше историю одной семьи. Исабель Альенде смогла передать многое через свой текст: любовь к своей культуре, переживания по поводу политики, интересующие вопросы, которые даже можно связать с феминизмом. Эта чилийская писательница смогла зацепить своими идеями, талантом, персонажами, символизмом, но не самим сюжетом, увы. Посоветовала бы эту книгу? Скорее нет, чем да. Думаю, в данном случае лучше посмотреть фильм, хотя я не уверена в его качестве и близости к книге.
    45
    1,2K