Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темная башня: Книга 1. Стрелок

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    stacie-elberg15 октября 2012 г.

    Имя ему - Легион ©

    Хорошо помню, как ко мне в руки впервые попал "Стрелок". Было это давно. На самом деле давно - еще до того, как я открыла для себя сначала "Темную половину", а потом уже само творчество Мастера. Ну, и самого Мастера немного (через On Writing, в русскоязычной среде больше известные под названием "Как писать книги", его замечательные мемуары о писательском мастерстве, которые будут моим учебником и моей настольной книгой на протяжение всей моей писательской карьеры (а я ее только начинаю). Я одолела несколько страниц "Стрелка", а потом отложила книгу. Она не просто шла тяжело - она вообще не шла. Любителем фэнтези я никогда не была, а любителем "книг не для всех" тогда еще стать не успела - только готовилась влиться в их странные и немногочисленные, но крепкие и теплые ряды (книги не для всех, кто не понял - это когда надо думать во время чтения и искать смысл).

    Через некоторое время судьба свела меня со Стрелком еще раз. На этот раз он явился мне в рассказе про Смиренных Сестер из сборника "Все предельно". Роланд, подумала я. Где я слышала это имя? А, да... этот "Стрелок" непонятный. Уж не помню, чем зацепил меня этот рассказ, но я сделала себе пометку: надо, что ли, для приличия попробовать еще разок начать читать "Темную Башню". Какой же поклонник Мастера не любит мертвых тетенек в ванной... в смысле, его фэнтези? И вот так наши с Роландом дороги разминулись вновь. Нам было суждено встретиться через три года. У некоторых людей жизнь за три года не меняется, я же живу довольно быстро, поэтому у меня за три года случилось многое.


    Я написала свой первый серьезный роман - написала быстро, почти на одном дыхании, и до сих пор считаю его одной из своих лучших работ, несмотря на то, что он не идеален. Пережила серьезный творческий кризис-опустошение. Потом меня снова потянуло вверх, на это раз, уже в другой жанр. Потом я снова пережила творческий кризис... а потом меня будто кто-то пнул вверх - по-другому и не скажешь, именно такие ощущения я испытывала, когда сначала нащупала свою мистическую-эротическую-философскую нишу, потом создала Треверберг, свой собственный город, а потом мы с Аней принялись за создание собственного мира. Не совсем мира, так как он находится в рамках нашего, привычного мира, но все же.

    Когда я снова открыла "Стрелка" - на этот раз, в электронном варианте, а не в бумажном, но это не имеет никакого значения - то в очередной раз убедилась в том, что, во-первых, книги приходят к нам тогда, когда мы к этому готовы, а, во-вторых, в том, что существует три вида синхронности. Первый - личный, писательский, только наш. Второй - синхронность соавторов. Третий - это глобальный уровень. Не знаю, как вы, а лично я верю в то, что личные Вселенные всех писателей имеют свои точки соприкосновения. Что произошло, когда Роланд снова вошел в мою жизнь? Произошло чудо - по-другому и не скажешь. Все эти три уровня каким-то образом сместились (мир сдвинулся с места?....) и нашли одну общую точку. Только одну. Этого вполне хватило.

    Очень странно после долгих лет почитания таланта Мастера открывать его с другой, иной стороны. И очень приятно осознавать, что он не разочаровывает. "Стрелок" - несколько странная для обычного читателя (надо думать - вах!), но вместе с тем очень серьезная и глубокая книга. В ней есть то, что я обычно ищу в книгах: глубина. Не такая глубина, которая заканчивается, а глубина, в которую можно нырять бесконечно - но дна не достигнешь. Не потому, что мир сдвинулся с места, а потому, что это книга для тех, кто ищет. Кто ищет так же, как и Стрелок. Только каждый из нас ищет что-то свое, верно? Хочется верить, что мы когда-нибудь найдем это.

    Теперь я запоздало понимаю, почему тогда, давно, мне не дались даже первые несколько страниц. Многие говорят, что "Темная Башня" - далеко не лучший образчик творчества Мастера, но я считаю, что это далеко не так. Даже нет. Это совсем не так. Наоборот. Можно перечитать его романы (а у него их не так уж и мало) по нескольку раз, но так и не дорасти до "Темной Башни". В тот момент, когда я впервые взяла в руки "Стрелка", до "Темной Башни" мне было расти и расти. И с психологической точки зрения, и с читательской, и... с писательской. Почему с писательской? Этот вопрос нужно рассмотреть чуть более подробно.

    К сожалению, я не могу похвастаться обилием прочитанных книг в жанре фэнтези. Этому есть много причин, но основная - для меня всегда смысл историй терялся в обилии деталей. Я испытала такое с Толкиеном, с Пратчеттом, которыми в свое время восхищались многие мои друзья. Столько лишнего, думала я. Столько сказки... так много, что устаешь искать. Даже если есть, что искать (а определенно есть - иначе бы у них не было столько поклонников). Мир Стрелка, созданный Мастером, по сравнению с мирами прочитанных мной книг беден и аскетичен. Но в нем есть то, что я не находила в других книгах того же жанра - смысл. Да, неоднозначный, но ведь в том и суть, ведь так?

    За десять с лишним лет писательского творчества меня кидало в разные жанры, но я никогда не думала о том, чтобы писать фэнтези. Нет, не потому, что считала, что у меня недостаточно фантазии или что-то вроде того. Просто... просто не думала. И не писала. Была уверена в том, что это не мое. Но, тем не менее, я ничуть не удивилась, когда на страницах, написанных мной, появилось первое существо, с которого и начался Темный Мир - каратель Винсент. Хорошо помню это ощущение: основы Темного Мира выходили из-под моего пера так легко, будто я и вовсе не писала, а играла в игрушки. Причем я по-идиотски была уверена в себе, иногда это доходило до абсурда: человек, который прочитал полторы книги в жанре фэнтези, решил создать свой собственный мир. Ха-ха. Очень смешно. Он даже не представляет, как это делается, но, тем не менее, взялся за это. Очень, очень смешно. Вот закидают помидорами - тогда!!! Что самое забавное, помидоров я не боялась. И до сих пор не боюсь. Потому что с первой строчки я была уверена, что наш с Аней мир будет другим. Не таким, как все.

    Сошлись ли зведы, сошлись ли вышеупомянутые уровни синхронностей, сошлось ли что-то еще, когда у меня в руках снова оказался "Стрелок" - не знаю. Но именно в этот момент ко мне пришло осознание того, что мы идем правильной дорогой. Кто-то будет строить в ширину и в высоту. Мы же будем строить в глубину. Это странное и одновременно приятное ощущение, когда в нужный момент ты находишь что-то, что говорит тебе - пусть и не прямо - "ты идешь правильно": разве не этого втайне ждет каждый писатель?

    Мир сдвинулся с места. Наш с Роландом путь к Темной Башне только начался.

    10
    26