Рецензия на книгу
Портрет
Н.В. Гоголь
Аноним29 марта 2021 г.Такое ощущение, что Гоголь берет меня за руку и говорит "пойдем, я объясню тебе, что писать картины за деньги, погубив талант неправильно". Я говорю "а спасибо, это глубоко, я поняла, можно я пойду?". А он "нет, слууууушай"...и тащит меня упрямо по строчкам "Портрета", знакомит с ненужными персонажами, какими-то тётками с лорнетами, арендодателями, полицмейстерами, случайными прохожими (за что!?), перечисляет постатейно расходный бюджет обогатившегося героя, в деталях описывает захламленную студию художника... А я все кричу: "Николай Васильевич, мы все давно поняли, что вы хотели сказать, спасибо, не нууужно", но где там...
Вообще первая глава как будто и писалась для того, чтобы какой-нибудь троечник ее на ЕГЭ как литературный пример приводил, до того назидательно и плоско.
Вторая глава глубже, чище. Там о духовном, и перепетии сюжетные сложнее. Мне вторая глава очень понравилась, и конечно, без первой главы была бы абсолютно не то.
Так вот, вернёмся, назидательность. Ее усиливает то, что Гоголь не оставляет никакого права читателя на недосказанность. !сейчас спойлер вот, в конце произведения мы пред портретом слушаем историю сына художника. Поворачиваемся в последних строках к картине - а ее нет! Стена пуста! И тут бы поставить Гоголю точку, многозначительно прервать свой мистический рассказ, но неееет, уже тянется перо Николая Васильевича объяснить недалекому читателю: "Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «украден»." Ну все, в танке все тоже осознали, что портрет украден, баста? Нет! Читаем далее: "Кто-то успел уже стащить его, воспользовавшись вниманьем слушателей, увлеченных рассказом"
Ну что мешало оставить благородное многоточие? Эх. И так вот все произведение, однозначное аки советские лозунги.
Повествование кроме того страшно неравномерное. Полкниги предисловия о жителях Коломны, и в одну строку затем биография рассказчика. 3 часа наблюдаем за лавкой живописи, но одной строчкой герой сходит с ума. Я не против быстротечности, но зачем же так долго тогда описывать какой-нибудь серый петербургский ежедневный быт?
Мистический элемент сильный. Ночная сцена с портретом захватывает и здорово водит за нос.6821