Рецензия на книгу
Дженни Герхардт
Теодор Драйзер
Аноним27 марта 2021 г.Простота хуже воровства (с)
Судя по небольшим лирическим отступлениям в главах, в "Дженни Герхардт" Драйзер намеревался показать, что связь вне брака и прочие ужасы морализаторского воспитания не должны вызывать такого сильного общественного осуждения. У подобных поступков есть свои причины, и далеко не всегда они вызваны "испорченностью" девушки. И точно не признак того, что после пережитого обязательно наступает моральное разложение, достойное острастки. Учитывая время публикации романа (1911 год), задумка эта вызывает во мне всяческое уважение. Увы, столь замечательный порыв воплощён достаточно пресно. Сложилось впечатление, что Драйзер чересчур сосредоточился на просвещении через милосердие и очень мало внимания уделил глубине самого романа.
Собственное представление о героях читателю составить не получится, поскольку автор не раскрывает их характеры постепенно, посредством разных ситуаций, а вводит в историю уже готовыми. Но можно ли сочувствовать мазкам пера, а не полноценным личностям? Как считать героиню какой-то по-особенному замечательной, если на всём протяжении романа она безвольная тряпка, которая совершенно морально не развивается? Дженни образцовая, простите, жертва, но ей при этом сложно сопереживать, настолько её образ однобокий. Непонятна движущая сила её поступков, откуда в ней эта абсолютная блаженность, совершенное незнание жизни во взрослом возрасте, полное отсутствие воли. Она не религиозная фанатичка, не выросла в атмосфере насилия, её братья и сёстры вполне себе самостоятельные личности с собственным мнением. Весь роман говорится о её богатом внутреннем мире (не говоря уж о том, что она хороша собой), и нет ни одной ситуации, где это было бы показано. По-моему, вся её привлекательность состоит в том, что она, увы, удобная. Вот эта черта её личности раскрыта сполна. Жаль, что только она.
В книге есть любопытная линия, когда герой поступает вопреки своим моральным принципам, и при этом всячески пытается оправдаться в собственных глазах. Внутренняя установка "каким должен быть хороший человек" постепенно, почти незаметно трансформируется в "да, я нехороший, но иначе не могу", а голос совести удаётся со временем если не целиком унять, то хотя бы максимально приглушить. А если добавить к этому моральную вялость и желание до последнего цепляться за привычное, можно вывести героя на очень интересный внутренний конфликт. Увы, в других романах Драйзера и он реализован намного острее.
Была совершенно уверена в шестом по счёту прочитанном романе автора, а получила слабую, скучную и предсказуемую историю, которой простительно быть дебютом, но никак не вторым романом после цельной "Сестры Керри". Вот уж воистину не знаешь, где тебя подкараулит очередная книжная подстава.
311K