Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
books_and_tea21 марта 2021 г.Neverwhere? Nevermind.
– Города, мистер Вандемар, очень похожи на людей, – торжественно объявил мистер Круп. – Мало кто знает, что таится глубоко внутри.А вот книги очень похожи на лотерейные билеты. Идеальная комбинация встречается крайне редко, и для того, чтобы книга понравилась человеку, который держит её в руках, должны сойтись даже звезды. Имеет значение всё: идея, сюжет, стиль повествования, герои, настрой читателя, его жизненный опыт и взгляды, время года, (укажите недостающее).
В этот раз выиграть в читательскую лотерею у меня не вышло. Билеты по маршруту Верхний Лондон - Нижний Лондон (туда, обратно, и вновь туда) явно предназначались кому-то другому, и, совершая эту поездку, я чувствовала себя самозванкой. Хотя о творчестве Нила Геймана я слышала достаточно много положительных отзывов, городское фэнтэзи имеет все шансы прийтись мне по душе, а уж мир, населенный теми, кто выпал из событий нашей реальности, - более чем интригующая завязка. Казалось бы, что могло пойти не так?
Согласно закону Мёрфи, всё.
Так и случилось.
С первой и до последней страницы - не моя книга. Вероятно потому, что это скорее сценарий, который на сцене/экране должен ожить, вобрав в себя харизму, мимику и жесты актеров. Декорации не имеют особого значения; спектакль может поглотить зрителя полностью, даже если из реквизита в нем только стул, стол, скатерть и чемодан главного героя; даже если там ничего и никого, кроме главного героя, нет.
Но здесь сами герои - скорее декорации, чем действующие лица, на фоне которых происходит сюжет, который с правильной подачей захватит и не отпустит. "С правильной подачей", - вот где собака зарыта. Подачи нет, "Кина не будет".
Есть, конечно, мистер Круп и мистер Вандемар, маркиз Карабас, старина Бейли, но несколько второстепенных персонажей не могут вытащить 400 страниц текста, не в этот раз.
Прочитав половину книги, я отложила её на продолжительное время, поскольку случилась жизнь. Спустя два месяца я вернулась к чтению, не помня уже абсолютно ничего, кроме имен персонажей. Повлияло ли это на то, как я ориентировалась в сюжете, понимала героев и следила за событиями? Нет, эта история - цепочка, звенья которой легко можно поменять местами, убрать, или даже расцепить совсем, а её саму превратить в две, такая она длинная и гибкая как пластилин.
В конце концов не слишком понятно, отчего и для чего всё это произошло. Мы получили ответы на вопросы, которых не задавали. Мы задали слишком много вопросов, на которые никто не обратил внимания. Осталось не ясно, как именно устроен мир Нижнего Лондона, по каким правилам ведется игра? Судя по пути, который прошел наш Ричард, знать их абсолютно не обязательно даже для того, чтобы сделать то, что ранее не удавалось никому. А потом ещё и добавки захочется.
Вообще больше всего у меня вопросов именно к Ричарду, у которого ни здесь, ни там не было особенных целей и глубоких привязанностей. Зачем ему это всё? От и до, зачем? С Дверью, ладно, вроде бы более или менее понятно. Карабас: что именно связывает его с лордом Портико, почему он его должник? Что это за фокусы-ну-вы-поняли-с-чем? Круп и Вандемар: тема не раскрыта. Охотница: неужели всё шло именно к этому? И так далее, и тому подобное.
Подводя итоги, имеем:
- мир, где мотивация одной половины действующих лиц покрыта завесой тайны, другой - обозначена аббревиатурой без всяких сносок и расшифровок;
- череда событий, между которыми как будто ватой набито;
- несколько красочных, но не слишком напряженных эпизодов, не несущих нашим добрым героям особой опасности;
- черный юмор, кровь и размазанные по стенам всяческие внутренности врагов и тех, кто того заслужил;
- декорации, затмевающие персонажей;
- обилие сюжетных линий, повисающих в пространстве до лучших времён;
- бесконечная игра в слова с Лондоном, его маршрутами и историей;
- читатель, пытающийся постичь логику и смысл происходящего.
Смешать, но не взбалтывать, а то, чего доброго, рванёт.
8199