Рецензия на книгу
Тайна третьей девушки
Агата Кристи
missis-capitanova20 марта 2021 г."... Разыскивается убийство...."
Уже неоднократно я высказывала свое восхищение тем фактом, что книги Агаты Кристи об Эркюле Пуаро можно читать в абсолютно любой хронологии. За какую бы из них Вы не взялись - Вы не будете чувствовать, что "плаваете" в сюжете или чего-то не понимаете, поскольку у этих произведений нет жесткой сюжетной сцепки между собой. Каждое из них - достаточно самостоятельное и независимое от остального цикла. Так я думала ровно до того момента, пока не взялась за "Третью девушку"... С этим детективом у меня впервые появилось ощущение, что я упустила целый пласт событий из жизни знаменитого сыщика. Во-первых, меня неприятно поразило то, что в этой книге маленький бельгиец представлен нам в преклонном возрасте (а одна из героинь даже дерзнула назвать его "старым"!). Для меня этот персонаж всегда был сродни Карлсону - интересный мужчина, в самом расцвете сил, без точного возраста. Но слова "Пуаро" и "старый" как-то не укладываются в сознании в один логический ряд... Вот в этот момент я и заинтересовалась, а какая же по хронологии эта книга в цикле и выяснила, что я забрела практически в самый финал - до занавеса осталось всего-то три книги! До этого я в основном видимо прошлась по ранним расследованиям господина Пуаро, которые приходились на 20-30 годы ХХ века, а теперь перескочила аж к 60-м годам... Во-вторых, для меня были незнакомыми практически все те люди, которые окружали нашего сыщика. Раньше мне не встречались ни слуга Пуаро Джордж, ни секретарша мисс Лемон, ни осведомитель мистер Гоби. Это как будто Вы со знакомым приходите в место, где он знает всех, а Вы - никого, кроме него и от того чувствуете себя неуверенно и одиноко...
Помимо того, что изменился сам Эркюль Пуаро и его окружение, от перемен в стороне не остались и злодеи со своими преступлениями! Знаменитый сыщик всегда ассоциировался у меня с раскрытием преступлений элегантно-аристократического характера, совершаемыми в богатых загородных поместьях членами именитых английских фамилий. А здесь же битники, богема, секретарши, художники, наркотики, панельные коробки в центре Лондона и убогие мастерские на окраинах... Как будто на общем фоне падения нравов обмельчали и обнищали и преступники... И Эрлюль Пуаро это замечает и его это расстраивает, и меня вместе с ним. Однако это всего лишь факт к сведению, который никак не влияет на интерес, который вызывает у детектива и у читателя нынешнее преступление - ведь в этот раз нам предстоит расследование в стиле "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Зачастую в детективах Агаты Кристи под сомнение можно было поставить что угодно, но одно было непреложным - сам факт совершения преступления. Здесь королева жанра решила отойти от привычного сценария и сделала весьма нестандартный ход...
К Эркюлю Пуаро обращает напуганная и потерянная девушка, которой кажется, что она совершила убийство. Но это не точно. Может и не совершила. А может и не убийство. А может и не она. Загадочно-интригующе, не правда ли? Когда еще нашему главному герою доводилось искать преступление? Преступников - да, улики - да, но чтоб преступление - я такого не припомню. А здесь дело осложняется еще и тем, что юная клиентка представляет собой весьма ненадежный источник информации, а позднее и вовсе куда-то исчезает... Вот так Пуаро остается один на один с горсткой бессвязной и туманной информации и он не был бы Эркюлем Пуаро, если бы не смог на основе этих крох развернуть целое расследование и добраться до истины!
Сам знаменитый сыщик в отношении этого преступления думал так: "... все соединяется в звенья, в том-то и трудность. Одно смыкается с другим. Но тут оказывается, что оно смыкается и с чем-то еще, что вроде бы находится вне системы. Но оно вовсе не вне. Короче, в конце концов, в круг подозреваемых втягиваются все новые и новые действующие лица. Подозреваемых в чем? Опять-таки неизвестно. Мы начали с девушки, а потом образовалась целая сеть связанных между собой, противоречащих одна другой систем. И во всей этой путанице мне нужно найти ответ на самый важный из вопросов..." Лучше и не скажешь! Все в окружении обратившейся к Пуаро Нормы Рестарик явно что-то такое прячут в рукаве, что наводит на мысль об их преступных замыслах. Но ведь не могут все быть одновременно замешаны в одном и том же? Вот и предстоит маленькому бельгийцу отделить зерна от плевел... Честно скажу, что отдельные элементы этого преступления я разгадала, но додумать и уложить их в единую систему мне не хватило серых клеточек, поэтому я с удовольствием наблюдала за работой господина Пуаро. И он не подвел! На мой вкус это очень достойное произведение. В один ряд с "Десятью негритятами" и "Убийством в Восточном экспрессе" я бы его не поставила, но где-то рядом - вполне может быть...
26379