Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Счет и число

Георгий Берман

  • Аватар пользователя
    MagicTouch14 марта 2021 г.

    Число и счёт

    Советская власть стремилась развивать ребёнка, чтобы он вырос культурным и образованным человеком. Научно-популярные книги того времени написаны очень талантливо.
    Из брошюры Бермана «Счёт и число» ребёнок сможет узнать о происхождении системы счисления. Познакомится с римской нумерацией, со славянской нумерацией и вавилонской клинописью. Поймёт, чем удобна позиционная система счисления.
    Полученные знания помогут школьнику лучше усваивать знания на уроках математики, географии, истории и астрономии. Можно использовать эту брошюру для создания сообщений на школьных уроках. А главное – это одна из тех книг, которые научат вас мыслить.

    Выписки, сделанные во время чтения книги:

    Арифметика – наука, изучающая свойства чисел.
    Алгебра – наука о законах соединения чисел.
    Обе эти науки – разделы математики. Математика – наука о величинах и их свойствах.

    Когда-то для людей было проблемой сосчитать до трёх. Они различали только «один», «два» и «много». Сейчас это можно видеть во время развития ребёнка – он тоже какое-то время не может досчитать до трёх.
    Потом люди научились считать до пяти и соединять два «пятка́» в десяток. Этому помогло то, что на каждой руке у человека по пять пальцев.

    С и с т е м а с ч и с л е н и я = н у м е р а ц и я = система записи, при которой достаточно немногих значков для записи многих чисел.
    Нумерацией с помощью букв пользовались уже 3000 лет тому назад.

    Римская нумерация
    I = 1
    V = 5
    X = 10
    L = 50
    C = 100 (возможно от centum – «сто»)
    D = 500
    M = 1000 (возможно от mille – «тысяча»)
    IV = 4
    VI = 6
    XL = 40
    LX = 60 и.т.д.
    CCCLXXIV = 374
    MCMXLVII = 1947
    CXXIIImDCCCXLIX = 123 849, где m обозначает тысячи (от mille).
    Недостаток римской нумерации в том, что она не приспособлена для производства вычислений. «Столбиком» с помощью неё не посчитаешь.

    Славянская нумерация

    • использует 27 букв.

    Довольно интересная нумерация. В детстве я любил её. Не знал, однако, что «12» записывалось как «два на дцать», т.е. сначала ставилась двойка, а затем десятка. А «21» записывался так – сначала ставилось «20», а затем «1». Т.е. числа записывались так, как они звучали в языке. Место цифры, её положение в числе не имели значения.

    Забавно узнать, что довольно долго люди думали, что существует некое самое большее число, дальше которого считать нельзя. У нас в России эта вера существовала ещё в XVII столетии.

    Интересно рассказывается о вавилонской клинописи. Я в детстве интересовался ей – она была представлена в пособии Выгодского, которым я пользовался регулярно.

    А с т р о н о м и я – наука о светилах – стала развиваться тогда, когда людям понадобился календарь и мореплавание.
    Итак, в Вавилоне появляется интерес к «отвлечённым» числам, т.е. числам, не связанным с пересчитываемыми явлениями, числам самим по себе.

    Появляется п о з и ц и о н н а я система счисления – это такая система записи чисел, когда смысл значка меняется в зависимости от его положения. Изобретают её вавилоняне. Но если у нас сейчас д е с я т и ч н а я система счисления, то в Вавилоне была ш е с т и д е с я т и р и ч н а я.

    У вавилонян довольно долго не было значка, обозначающего ноль.
    Вавилонская арифметика оказала значительное влияние на греческую, китайскую и особенно на индийскую науку.
    Вавилонская культура просуществовала пятнадцать столетий, а я, к стыду моему, почти ничего о ней не знаю.

    Необычайного расцвета математика достигла у древних греков.
    Много для развития математики сделал Архимед.

    Греческая культура перешла к римской. Но Римская империя была разрушена малокультурными народами и христианами. Многие достижения науки были забыты.
    Математика, однако, продолжает развиваться в Индии. В Индии-то и начинают считать десятками, используя при этом позиционную вавилонскую запись.

    Развитие мореплавания, торговли и строительного искусства привело к расцвету математики.
    Разработали современную систему счисления всё же индусы, а арабы только занесли её менее образованную тогда Европу.

    Наша десятичная система счисления
    Для записи чисел мы использует десять значков, которые называются ц и ф р а м и.
    Единицы первого, второго и третьего р а з р яд а.
    Три разряда составляют к л а с с.
    Первый класс, второй класс и т.д.

    Слово «миллион» выдумал путешественник Марко Поло.

    Миллиард = биллион.
    1 000 000 000 000 = триллион
    1 000 000 000 000 000 = квадриллион
    Далее: квинтиллион, секстиллион, септиллион, октиллион, нониллион, дециллион, ундециллион и т.д.

    «Произведение нескольких одинаковых множителей, т.е. произведение некоторого числа самого на себя несколько раз, называется с т е п е н ь ю этого числа; само число - о с н о в а н и е м с т е п е н и, а то число, которое показывает, сколько раз основание повторяется множителем, называется п о к а з а т е м с т е п е н и». (стр. 34-35)
    Расстояние от Земли до Солнца = 1495*105км.

    Есть «числа-карлики».

    8
    266