Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним24 сентября 2012 г.Любите ли вы кино? Ведь наверняка думаете, что это очень увлекательное занятие, когда можно в меру расслабиться, иногда отключая свой мозг, любуясь, как грабитель удирает от преследующей полицейской машины, ведя беспрерывную перестрелку с пистолетом в одной руке, держась за руль другой. Или же следя за путешествием на корабле; или же, опускаясь в пучину морскую, сталкиваться с неизведанными морскими глубинами. Так вот: Митчелл приглашает нас в кино. На сеанс фильма столь разнообразного по тематике, жанру и стилю, что вы не окажитесь равнодушными, выходя из кинозала, если даже там было душно или же излишне прохладно (ну или сиденья узкие). Хорошо, что вы прихватили попкорн. И платочки клинекс мы выдаем, только здесь они вам не понадобятся. Надеюсь, все готовы. Начинаем крутить ручку проектора ― кино началось.
Имеем шесть историй, рассказанных частями, то есть разделённых еще на две каждая. Недаром вся эта история напоминает матрёшку с множеством лиц. Ну или повествование также можно сравнить с поднятием и спусканием с горы: на обратном пути нас поджидают уступы-миниповести-половинки. А каждая матрёшка, понятное дело, меньше предыдущей и к тому же имеет необычайно самобытный образ, внешний вид, оформление ― называйте, как хотите. Они относятся к разным историческим эпохам, у них множество лиц, но они связаны видимой нитью, о которой нам как бы намекают в аннотации и о чём лейтмотивом нам сигналит Митчелл: всё в нашем мире взаимосвязано. Если изменишь чего-то, нарушишь естественный порядок вещей, то всё пойдёт совсем по-другому. Но что нам даёт знание об этом? Собственно, книга ничего нового в себе не несёт, чего обычно ожидаешь от книг. Она, несомненно, грамотно написана. Но не привносит ничего, не заставляет задуматься о сущности бытия, о той самой взаимосвязи сущего. Но интересно само оформление повествования.
Матрёшка №1 довольно посредственна. Она слишком правильна, лояльна и доверчива. На ней нет особых украшений, кроме, возможно, амулета от болезней, неожиданно подаренного чернокожими. Но для первого этапа, первой ступени экзистенциальности довольно неплохо.
Вторая матрёшка иронична и любвеобильна. Она ждёт от жизни и пытается всеми средствами получить от неё большего, хочет быть знаменитой, причём её талант позволяет это желать. Её ирония, юмор и активность приносят свои плоды. Но экзистенциальность играет с неё злую шутку.
Третья носит с собой блокнот, готовая сделать запись в любой момент. Она довольно любознательна, но одинока. Риск в её деревянной жизни стоит на одном из первых мест, что и не удивительно, если взялся за гуж в виде могущественной корпорации (не «Амбрелла», нет).
№4 очень любопытен ― хоть и возраст довольно солидный, поэтому, пока она сама, эта матрёшка, не раскрыла свой нарисованный рот и не сообщила свой возраст. Она вынуждена действовать по обстоятельствам, противостоять сложившейся ситуации, проявить недюжинную смекалку. Но всё же безмерно одинока.
Пятая ― самая интересная, самая чётко прорисованная, украшенная, живописная, поражает воображение выверенностью деталей. Её путь осложняется не только отсутствием ног как таковых, но и тем, что, предназначаясь по природе своей для одного, становится вовлечённой в авантюру. Но всё ли у неё получится?
№6, шестая наивна, но проявляет, формирует свой характер по обстоятельствам. Ей суждено многое потерять, но и приобрести немало.
Так ли было важно, чтобы существовали все эти люди-матрёшки? Несомненно, всеведущие силы свыше вновь и вновь направляли этих неспокойных сущностей на новый круг существования не просто так. Они были призваны, являясь кирпичиками бытия, хоть немного изменить этот большой мир, полный всякого рода подвохов, камней, скрывающихся в неспокойных водах мирового океана существования.
Итак, вы решились, билеты распроданы, уши прожужжаны, мозг навострен на восприятие.
Постепенно гаснет свет, облокачивайтесь на спинку удобного кресла.
Смотрите.
1728