Рецензия на книгу
High Rise
J. G. Ballard
WestVirginia6 марта 2021 г.Что я прочитала?
Все началось с того, что я задумала посмотреть фильм "Высотка" 2015 года. Понравился концепт, обещали что-то вроде социальной фантастики: "Элитная высотка – идеальная модель мира будущего. Здесь есть всё для комфортной и роскошной жизни. Но зависть, соперничество, жажда острых ощущений постепенно разжигают открытую вражду между жителями высотки, заставляя забыть о законах морали даже лучших из них." (с) Кинопоиск.
Фильм снят по книге Джеймса Балларда, и, так как она крохотная, я решила сначала познакомиться с первоисточником.
Так вот: это что такое было?
Я люблю антиутопии, они могут порой напугать похлеще, чем самый страшный хоррор. Например, до сих пор с дрожью вспоминаю "1984" Оруэлла и не рискую перечитывать, хотя с момента прочтения лет 6 уже прошло.
Но "Высотка" после себя оставляет только ощущение брезгливости и недоумения.
Если в том же "1984" читателя изначально погружают в очень жестокий мир, в котором заданы свои правила, то в "Высотке" герои живут во вполне себе привычном антураже. Джеймс Баллард очень скудно описывает мир за пределами высотки, но даже этого описания хватает, чтобы понять, что это обычный Лондон без антиутопических мотивов.
Сама высотка — это, по сути, изолированный город на 40 этажей вверх, со своими банками, бассейнами, школой, супермаркетом и прочим. Но есть один важный момент. Жители высотки не оказываются отрезанными от остального мира. Двери открыты; они ходят на работу, смотрят ТВ, принимают гостей. И именно поэтому та резкая деградация, которая происходит с этими людьми, вызывает лишь удивление.Вопросов больше, чем ответов. Почему нижние этажи стали враждовать с верхними? Почему люди, когда жизнь в высотке стала разваливаться (там барахлят кондиционеры, отключается электричество, забиваются мусоропроводы), начинают портить жизнь друг другу вместо того, чтобы сбивать пороги управляющей компании, ну или, в крайнем случае, не съезжают? Почему все разом отказываются от взаимодействия с внешним миром? Почему этот внешний мир никак не реагирует на происходящее? А он должен реагировать, ведь в высотке живут все — от бухгалтеров до актеров, от фотографов до ювелиров, и когда эти люди вдруг перестают появляться в обществе, общество должно это заметить. Напротив высотки стоят ещё четыре таких же здания, почему люди в них не обращают внимания на то, что дом напротив зарастает отходами и неделями стоит, не освещенный?
Из всех этих "почему" поверить в историю не получается, происходящее не трогает даже тогда, когда жители высотки доходят до каннибализма. Хочется закрыть последнюю страницу и, вторя Станиславскому, заявить: "Не верю!".
Совершенно не понравилось. Из интересного в этой книге только аннотация.
P. S. Добавлю ещё одно "почему": почему у дома, в котором 40 этажей, парковка под окнами? Хотела бы я взглянуть на её размеры.
Содержит спойлеры6676