Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…

Джим Коллинз

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2008 г.
    Не знаю, как Вы, но мне из любопытства давно уже хотелось поработать в великой компании. Когда я прочитал книгу Джима Коллинза "Good to Great" желание стало более осмысленным. Одновременно пришло понимание, что у нас таких компаний нет совсем (если кто-то меня переубедит, буду не сказано рад). А время ожидания нарождения великой компании по российским меркам может выйти за рамки моего продуктивного жизненного цикла. Не надо тратить время на их поиски, а самому, постигнув процесс превращения гусеницы в бабочку, взяться за ее создание.

    Это должен знать каждый кто сознательно ищет себе выдающегося работодателя или хочет стать, кого ищут в качестве идеального работодателя:

    великие компании добиваются революционных перемен вовсе не революционным путем (NB: по данным журнала Fortune новые CEO в настоящее время в три раза более склонны к проведению радикальных изменений, чем это было двадцать лет назад);
    технологии не имеют в сущности ничего общего с переходом от хорошего к великому, технологии – это не причина, а акселератор изменений (NB: аналогичный подход можно найти у Карра);
    известные управленцы-варяги, структура и методы вознаграждения СЕО и выдающиеся результаты компании никак не связаны между собой (NB: все больше в последнее время читаю статьи о том, что экспаты покидают российские компании, так и не добившись значимых результатов);
    хорошо проработанные стратегии есть у всех, так что это не отличительный признак долгосрочного успеха;
    отрасль и ее жизненный цикл не имеет никакого значения для выдающегося успеха – это не игра случая, а вполне осознанный выбор.

    Вопрос в том, что же это за выбор?

    Процесс перехода от хорошего к великому
    можно представить в виде накопления потенциала и следующего за ним стремительного роста. Три основные составляющие этого процесса: дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление, дисциплинированные действия.

    Каждая из составляющих содержит две основные концепции:

    Руководители 5 уровня: В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли.
    Сначала "кто" затем "что": сначала они подбирают нужных им в путешествии людей, избавляются от людей ненужных, добиваются того, чтобы нужные люди занимали нужные места, и только затем решают, а куда же, собственно, они едут. Старое утверждение "кадры решают все" оказывается неверным. Не про­сто кадры решают все, а нужные кадры.
    Смотрите суровым фактам в лицо (но все же не теряйте веры): Каждая великая компания столкнулась с тем, что мы назвали "парадокс Стокдейла": вы дол­жны продолжать верить в победу, невзирая ни на какие невзгоды, но в то же самое время иметь мужество смотреть в лицо действитель­ности, какой бы суровой она ни была.
    "Концепция ежа": простая концепция, дающая согласованные ответы на три вопроса: 1. В чем вы можете быть лучше всех в мире? 2. На чем основывается ваша экономическая модель? 3. Что вы особенно любите делать?;
    Культура дисциплины: Сочетая культуру дисциплины с этикой предпринимательства, вы получаете магию выдающихся результатов;
    Технологии как акселераторы: Компании, совершившие переход от хорошего к великому, по-иному понимают роль технологий;
    Маховик и порочный круг: Те, кто затевает радикальные изменения и перестройки организаций, почти наверняка не смогут добиться выдающихся результатов;

    C широко открытыми глазами следует использовать модель Коллинза. Помните, что

    достижение выдающихся результатов сильно завязано непосредственно на руководителя пятого уровня, а, что если его реально нет или его решат уйти из компании?
    нет объективных критериев того, что собственная "концепция ежа" выработана правильно. Нет и четкого алгоритма ее выработки.

    Подведем итог

    Пропитанная стратегическим духом книга очень удобна для чтения: основные концепции изложены в начале книги и детально рассматриваются в отдельной главе, каждая из которых помимо основных выводов, емких и запоминающихся, заканчивается "неожиданными заключениями", ломающими стереотипы управленческой практики. Хотя книга имеет структуру академической публикации, она читается на одном дыхании, содержит любопытные метафоры, опыт реальных компаний, как добившихся выдающихся результатов, так и разорившихся, а так же инструменты, системное использование которых приведет Вас к успеху!

    Эту книгу советую читать с карандашом.

    Скачать книгу.
    1
    115