Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таис Афинская

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    stacie-elberg13 сентября 2012 г.

    Птолемей не мог оторвать взгляда от незнакомки, как богиня возникшей из пены и шума моря. Медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы - совсем необыкновенный для афинянки облик поразил Птолемея. Позднее он понял, что медноцветный загар девушки позволил ей не бояться солнца, так пугавшего афинских модниц. Афинянки загорали слишком густо, становясь похожими на лилово-бронзовых эфиопок, и потому избегали быть на воздухе неприкрытыми. А эта - меднотелая, будто Цирцея или одна из легендарных дочерей Миноса с солнечной кровью, и стоит перед ним с достоинством жрицы. Нет, не богиня, конечно, и не жрица эта невысокая, совсем юная девушка. В Аттике, как и во всей Элладе, жрицы выбираются из самых рослых светловолосых красавиц. Но откуда ее спокойная уверенность и отточенность движений, словно она в храме, а не на пустом берегу, нагая перед ним, будто тоже оставила всю свою одежду на дальнем мысу Фоонта? Хариты, наделявшие женщин магической привлекательностью, воплощались в девушках небольшого роста, но они составляли вечно неразлучное трио, а здесь была одна!

    Это - описание знаменитой Таис Афинской из одноименного романа Ивана Ефремова. В процессе работы над рукописью в одном из интервью писатель сказал, что очень долго собирал материал: "в исторических источниках почти нет упоминаний о Таис". Их (сведения) можно найти разве что в рукописях древних историков. А потом, после появления и становления христианства, из исторических трактатов имя гетеры будто стерли. Что же совершила Таис Афинская, и почему историки христианского периода так упрямо делали вид, что ее не существовало?

    На самом ли деле гетеры были элитными проститутками?

    Прием затирания истории, вопреки распространенному мнению - не плод нового времени. Он был известен сотни лет назад. Политики, вожди и диктаторы не уставали подстраивать историю под себя и менять ее так, как им хотелось. Так, подавляющее большинство исторических книг, написанных историками-христианами в период между появлением религии и началом раннего Нового Времени (многие историки считают, что поздние Средние Века закончились незадолго после Французской Революции), изображает греческих гетер как проституток и называет Афродиту, жрицей которой они являлись, богиней разврата. К счастью, наши современники имеют широкий доступ к исторической литературе, и почти каждый знает, что гетера и проститутка - это две разные вещи.

    Слово "гетера" переводится с греческого языка как "подруга", "спутница". Женщины, посвященные Афродите, были не просто любовницами: они были музами (как, например, знаменитая гетера Фрина, с которой скульптор Пракситель лепил статую Афродиты), вдохновляли мужчин, в совершенстве владели рядом искусств: танцевали, пели, читали стихи, а некоторые из них даже занимались драматургией. Помимо прочего, они были образованы и всесторонне развиты, так как развлекали мужчин не только танцами и "даром Афродиты", но и интеллектуальной беседой. Гетеры имели очень высокий социальный статус: когда-то бывшие рабынями, постепенно они превратились в свободных женщин, стали состоятельными и содержали целый штат прислуги.

    Никто не мог принудить гетеру к тому, чтобы встретиться с кем-то или же привлечь ее деньгами. Служительницы Афродиты выбирали себе мужчин сами, и сами же решали, брать ли с мужчины деньги (или какие-либо дары). В Афинах, например, был установлен Керамик (что-то вроде доски с объявлениями), на которой желающие писали гетерам и предлагали первое свидание. Если женщина ничего не имела против того, чтобы встретиться, то подписывала под объявлением час свидания. В противном случае мужчина уходил ни с чем...

    Месть - это блюдо, которое подают холодным

    Если сравнивать "карьеру" Таис Афинской с "карьерой" гетеры Фрины, то сравнение будет в пользу последней. Таис не вдохновила ни одного скульптора, ни одного художника и ни одного драматурга (или вдохновила, но свидетельства об этом до нас не дошли). Но не потому, что она в чем-то уступала своей не менее знаменитой "коллеге". Таис была уготована другая судьба и другая роль в истории. Будучи любовницей самого Александра Македонского, она сопровождала его, в том числе, и в боевых походах. В период одного из таких путешествий и произошел случай, который так красочно описывают античные историки - и о котором молчат историки христианского периода.

    Таис Афинская въехала в завоеванный армией божественного Александра Персеполис, столицу Ахеменидской империи, в облачении амазонки (то есть, фактически обнаженной), на боевой колеснице. Вечером, в самый разгар пира во дворце Ксеркса, гетера совершенно неожиданно обратилась к полупьяным гостям со странным призывом: сказала, что нужно... сжечь дворец. "Священный очищающий огонь" закрепил победу Александра, а имя Таис было успешно забыто. И неудивительно: ханжеская христианская мораль просто не могла позволить такое - как греческая проститутка могла вдохновить самого великого полководца и его армию на поджог дворца Ксеркса и на последующее разграбление города?!

    Зачем Таис призывала воинов и представителей персидской знати поджечь дворец? Часть античных историков утверждает, что гетера просто перепила неразбавленного вина - "все были во хмелю". Вторая же половина придерживается другой версии: так Таис... отомстила Ксерксу за то, что он в 480 году до нашей Эры (еще до рождения гетеры) сжег ее родные Афины. Какая из этих версий правильная? Этого нам знать не дано, так что каждый выбирает то, что ему больше по душе.

    22
    159