Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Хорошая работа

Дэвид Лодж

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2021 г.

    «Хорошая работа» завершает прекрасную университетскую трилогию Дэвида Лоджа. И хотя большая часть действа происходит не в стенах университета, а где только не, университетская проблематика снова во главе угла и, пожалуй, из всех трех романов в этом поднимаются наиболее острые вопросы. Сокращение штатов и странная кадровая политика, сохраняющая пожизненные места за откровенно никакими профессорами и лишающая ставки подающую надежды молодёжь, разница между уютным университетским городком, оторванным от жизни, наслаждающимся интеллектуальными баталиями, и реальным суровым миром, мизерные зарплаты преподавателей и колоссальная внеаудиторная нагрузка. В чём-то мы отличаемся, в чём-то, увы, похожи. Можно улыбаться тому, как по программе «Года промышленности» на завод отправляют филолога, потому что «она же специалист по производственному роману» (XIX века), но сколько подобного абсурда я вижу ежедневно в распоряжениях ректоров или письмах министерства.

    Итак, мало того, что над Робин Пенроуз висит дамоклов меч сокращений, так её ещё и ссылают на завод по какой-то дурацкой программе обмена опытом. Вик Уилкокс, исполнительный директор «Принглс», день и ночь думающий, как вытащить завод из ямы, тоже не слишком воодушевлён тем, что к нему приставят какую-то «тень». И это он ещё не знает, что это а) интеллектуал с принципиальными левыми взглядами, б) привлекательная женщина. Сюжет романа раскачивается довольно медленно, но с момента встречи Робин и Вика становится понятно, что скучать не придётся. Робин проносится фурией по заводу и жизни Вика, а уж их споры о жизни – это отдельное удовольствие, ведь сложно найти двух настолько разных людей. Образ Робин, конечно, несколько утрирован: хрестоматийная интеллектуалка, мыслящая дискурсами, цитирующая Соссюра, видящая фрейдистские символы в заводской трубе или рулоне шёлка. Вика мне представить намного проще и где-то он мне симпатичнее (не «потребительским патриотизмом», а приземлённостью в хорошем смысле этого слова). Ну а истина, как всегда, лежит где-то посередине.

    На всём протяжении романа склонялась к пятёрке, но финал немного разочаровал. Понятно, что перед нами не вульгарный любовный роман, и, вынося за скобки тему личных отношений Вика и Робин, всё же хотелось, чтобы эксперимент с «Годом производства» повлиял на героев не меньше, чем обмен Цаппа и Лоу в первой книге трилогии. И если Вик действительно шагнул вперёд, то твердолобая Робин, кажется, не извлекла из опыта никакой пользы. Что же, в этом тоже есть своя правда жизни.

    PS для переводчика: ​ Wuthering Heights – это «Грозовой перевал», а не, прости господи, «Меркнущие высоты».

    26
    1K