Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден
Джек Лондон
DariaNino20 февраля 2021 г.Как всегда, в меньшинстве
На самом деле, у меня были большие надежды на эту книгу. Огромная толпа знакомых охала и ахала по поводу Мартина Идена, всячески приговаривая о том, что я должна прочитать данный шедевр. Собственно, об этом говорили не только знакомые, но и великое множество восторженных рецензий здесь, на Лабиринте, буктьюбе и и т.д. Ну в общем-то, даже аннотация, достаточно, заманчивая.
И вот, я приступила к прочтению романа. История о двадцатилетнем моряке Мартине Идене, который спасая одного почтенного молодого человека по фамилии Морз от хулиганов, был приглашен этим господином на обед в свой дом, в качестве благодарности. Там он встречает сестру этого молодого человека - Руфь, в которую сразу же влюбляется (ну по крайней мере, ему так кажется). Но понимает, что между ними огромная пропасть и, тем не менее, он решает во что бы то ни стало "завоевать ее". Казалось бы, что может быть не так?
Надо сказать, что первая половина книги мне очень даже "заходила". И все это было до тех пор, пока я не перешла ко второй части романа. И не нравился мне, как раз-таки, сам Мартин. Если в первой части он предстает перед читателем неотесанным, необразованным, каким-то нескладным, но полным жаждой жизни, оптимизма героем, то второй части я наблюдала жуткий снобизм, вечное недовольство всем и вся, все ему должны, все его не понимают - эдакий взрослый ребенок.
Все ненавидят Руфь, но для меня эта девушка предстала просто как средство для достижения цели Мартина. Она была классическим представителем своего класса, изнеженная богатая девица, не знающая никаких горестей и забот, винить ее в чем-то у меня не получалось. Руфь была для него тот необходимый толчок в жизнь. Пока она его мотивировала, была этим самым толчком, она была ему интересна. А когда она перестала ему приносить "пользу", то он в ней как бы разочаровывается. Хотя дураку было ясно сразу, что он ее нисколько не любил и она не интересовала его, его интересовал образ, который он сам себе нафантазировал. Их отношения это вообще что-то непонятное. Вечные обещания, что он скоро станет великим писателем, что он чего-то добьется, что заработает - в общем, вечное кормление завтраками и бла-бла-бла. Хотя, как раз-таки, Руфь его любила. Возможно, по-своему, но любила. Даже ее отец готов был устроить его в свою контору, без опыта и образования, но чтобы Мартин начал уже зарабатывать реальные деньги, а не какие-то эфемерные миллионы, которые должны на него сыпаться (по представлениям Мартина), приближая уже, наконец, дату свадьбы с Руфь, а не ждать манны небесной. Но нет, мы лучше будем сидеть страдать, упиваться по своей доли, голодать, бегать каждый день закладывать свой единственный костюм, но не работать! Серьезно? Этот "герой" достоин подражания? Наверное, здесь Лондон хотел сказать, что все великие творцы испытывают лишения. Но никто не мешал ему заниматься писательством с свободное от работы время, тем более он бы больше не батрачил, а занимался клеркской работой.
Между тем время идет и ничего не меняется, Мартин так не становится великим писателем.
При этом он удивляется почему же его не печатают, ведь его произведения "гениальные", они лучше, чем то, что печатают журналы. Одним словом, чувство собственного превосходства сквозит со всех щелей. И не удивлюсь, что его так называемые "шедевры" кроме графомании ничего большего в себе не содержат. Это при том, что признание он получает за счет друга, а не из-за собственных заслуг.
На протяжении всего повествования меня не покидало ощущение, что автор будто пытается навязать мне свою точку зрения. Собственно, это и подтверждается во второй части романа. Эти бесконечные замечания по поводу окружающих его людей, знакомых, своей возлюбленной (!) - "они так узко мыслят", "настолько она была ограниченна", "а вот Мартин непризнанный гений, настолько он гениален". Автор всеми силами пытается убедить тебя в том, что он прав и это при том, что ты совершенно не согласен с данной позицией! Даже эта последняя сцена с Руфь показательна. Автор как бы пытается показать тебе "ну посмотри же ты уже какая же Руфь ничтожная", но на меня и это не сработало, потому что я уже раскусила Лондона.
Подведя итог могу сказать, что я теперь понимаю почему Лондона и, в частности, данную книгу считают подростковым чтением. Настолько инфантильным, полным юношеского максимализма, снобистского, тщеславного героя, эдакого вечного ребенка, еще написать уметь нужно, да и еще выдать его под оберткой страдальца-протагониста. Если бы я прочила это лет пять назад, то мне бы даже понравилось. Потому что главный герой - подросток, хоть и двадцатичетырехлетний ( к концу романа). Получив знания, он так не воспользовался ими, не направил их в нужное русло, а довел себя до глубокой депрессии. Читателю 20+ я бы посоветовала не возлагать надежды на громкие отзывы и рецензии, потому что сам роман вас может разочаровать. Является ли роман мотивационным? В каком-то смысле. Данное произведение наглядно иллюстрирует как жить не надо, как мыслить не надо, по крайней мере, для меня. И что если даже вы поставили себе задачу достичь каких-то великих целей, то подходить к этому надо с умом, а не нырять в это с головой. Кстати, это мое первое произведение, которое я прочитала у Лондона. И настолько негативные эмоции оно вызвало у меня, что теперь даже страшно браться за другое.P.S. Обдумав прочитанное еще раз, с легкостью можно сказать, что ГГ имеет нарциссическое расстройство. Поэтому все это было так тяжело читать. Мартин Иден обыкновенный нарцисс.
341,3K