Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
Tatiana_Ka17 февраля 2021 г.В октябре 2021-го выйдут «Перекрёстки» - новый роман Франзена, а точнее, первая часть трилогии под общим названием «Ключ ко всем мифологиям» (книгу с таким же названием писал всю жизнь, да так и не закончил один из самых неприятных героев «Мидлмарча»). Непонятно, будет ли эта трилогия и в самом деле перекликаться с книгой Элиот, или это Франзеновский тайный план заставить всех пере/прочитать классику классик в ожидании его нового романа (с этой вредины станется), но я, конечно, не смогла не полезть читать, чтобы потом с умным видом говорить «а вот это отсылка к книге третьей, главе 44…»
«Мидлмарч» - это 900 страниц местами мучительно неторопливого текста (с тех пор, как узнала, что писателям того времени платили за объем, никак не могу избавиться от впечатления, что такие многостраничные тексты легко бы ужались вполовину, если б писателям к кофе с булочкой не требовалось варенья). Основных сюжетных линий две. 20-летняя Доротея пышет энергией спасти весь мир, но в рамках 19-го века ей предлагается вариант только выйти замуж за человека, который спасёт весь мир, пока она будет готовить ему чаёчки. Доротея соглашается и на это, но вместо величайшего из мужей ей достается старый и ревнивый, вся прелесть которого заключается в отдаленной возможности выйти замуж повторно. Вторая линия: молодой, пышущий энергией врач Лидгейт приезжает в провинцию, чтобы спасать жизни и делать величайшие научные открытия, но его случайно приобретенная молодая жена гораздо сильнее вдохновляется дорогой посудой и зваными ужинами, чем научной славой. Казалось бы, ты иди работать, а ты разведись, но, во-первых, на дворе 19-ый век, а во-вторых, кто тогда поможет Элиот убедительно продемонстрировать свою мысль: все мы вступаем в жизнь полными надежд и веры в себя, но поди попробуй доживи до старости человеком, которому не стыдно по утрам на себя в зеркало смотреть.
В «Мидлмарче» много остроумных и остросоциальных высказываний автора, и, наверное, на своих современников он производил сильное впечатление смелостью мысли (так, там утверждается, что у женщины есть мозг, и её долг не сводится к тому, чтобы муж ходил на службу в поглаженной рубашке), но ближе к концу романа становится ясным, что эта тема вообще не основная в книге и служит скорее общим местом для Элиотского холодного остроумия, чем раннефеминистским манифестом. Казалось бы, вся биография Элиот ведет к тому, что она должна с трибуны кричать о бесполезности, а то и вреде брака, но в финале «Мидлмарча» счастливо поженились все, кто мог пожениться, и ни один женский персонаж не пошёл дальше самоотверженного служения своим близким. Но нам ли, знающим женщин, кричащих с порога «я сама сниму пальто!», а дома упоительно жарящих мужу котлеты, удивляться таким парадоксам. (Ушла жарить котлеты).13927