Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Один

Марк Вэндэмс

  • Аватар пользователя
    Аноним16 февраля 2021 г.

    Про не сон

    Электронный самиздат позволяет получить доступ к читателям, минуя редакторское пекло. Иногда очень жаль. Потому что масштабной научно-мистической фантазии Марка Вэндэмса настоятельно необходим редактор, который привел бы его крайне любопытные идеи в соответствие с нормами русского языка и сдержал стилистические порывы и позывы. И тогда роман с явной инерцией на продолжение вполне может «умоститься» (одно из любимейших слов автора) в фантастической литературе.

    Псевдоним Марк Вэндэмс явно решил не экспериментировать с малой прозой, а сразу развернуть полотно, которое в разы превышает лоскуты придуманной им постапокалиптической ойкумены. Можно съехидничать, что у автора столько идей, все красивые, что надел сразу. Но при этой сверхплотности воображения есть, куда развернуться аккордеону в продолжениях. Перед читателем то ли сон, то ли явь человека, живущего в Киеве 2010-х годов и просыпающегося в далеком будущем, которое постигла гуманитарная и экологическая катастрофа. Люди живут в обособленных городах, исповедуют простые производственные потребности, утратили деликатные нравственные нормы, но при этом не позволяют себе упаднического разврата – иначе не выжить. Идет постоянная борьба с природой, где животные достигли колоссальных размеров и обладают полумистическими свойствами. Человеческие технологии в чем-то овладели магией волшебной палочки, как производство одежды из энергии мыслей и стремительная регенерация, а где-то застряли в представимых механизмах. Собственно, твердость научно-фантастического аспекта в романе не хочется проверять на правдоподобность, потому что есть эзотерический пласт, не позволяющий до конца осознавать густо, как в неудержимом блокбастере, сочиненные события в качестве осязаемой реальности. Действие насыщенно громкими, тревожными звуками, запахами войны и прочего насилия, погонями, трагедиями и романтической лирикой. И стремительность, хроникерская манера вдруг сменяется возвышенным философствованием. Одни люди одержимы политическими интригами и властью, другие переживают постравматический синдром, другие проповедуют радикальное религиозное движение. Города мира будущего практически не спят. И над всем, как куполом, нависают тайны происхождения видов, негуманоидных угроз.

    В принципе, в романе поднимаются вполне традиционные для постапокалиптики темы ответственности человека перед природой, границы средств выживания, смена моральной парадигмы. Но они столь цветасто украшены мыслимыми и немыслимыми сюжетными поворотами, разветвлённой системой персонажей, не до конца раскрытой механикой мира, что охотно заражаешься искренностью автора. Марк Вэндэмс очень любит своих персонажей, старается найти их индивидуальность и даже многомерность, превращая врагов в друзей, обличая лицемерие и восхищаясь отвагой. Как и главный герой Марк, оказавшийся втянутым в гущу кровавых и героических событий, читатель готов сбросить рутину повседневности, чтобы испытать остроту жизни на грани. И потому так в финале сочувствуешь Марку – он уже не может принять свою «допотопную» действительность. Адреналин становится наркотиком.

    Продолжение интересно прочитать хотя бы ради множества незапаянных сюжетных линий и колоритных интриганов. А если автор преподнесет еще неожиданных философских парадоксов и веры в человечество, то можно и на этом не останавливаться.

    15
    293