Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним16 февраля 2021 г.Не знаю, но «Воскресение» я одолела с трудом. Оно чем-то напомнило мне Фёдор Достоевский - Записки из Мертвого дома , тем же многообразием простого русского народа, со всей его грубостью, мудростью, ограниченностью и силой. Но если от «Записок» я была в восторге, то «Воскресение» мне не зашло.
Повествование начинается с суда на Екатериной Масловой – бывшей горничной из господского дома, а сейчас проституткой из дома терпимости. Ее, как и двух других подсудимых, обвиняют в ограблении и убийстве купца. По всему видно, что Маслова невиновна, но бюрократическая машина делает ошибку и ее признают виновной и отправляют в Сибирь.
На этом судебном слушании, волею судьбы или случая, одним из присяжных является князь Дмитрий Нехлюдов. Именно у его тетушек и служила Маслова, пока он ее не соблазнил, и она не забеременела, а затем и не пала совсем. Сам Нехлюдов в юности любил Катюшу светлой и чистой любовью, но затем развратился, став военным, а затем вращаясь в высшем обществе, где все это было в порядке нормы. Нехлюдов узнает Маслову, и вспоминает прошлое и свое отношение к ней, решаясь помочь ей всем, чем сможет, ставя ее падение и нынешнее положение каторжной себе в вину.
Главный герой здесь не Маслова, а Нехлюдов. Именно через него ведется повествование, и именно через него говорит автор, показывая контраст высшего «власть имущего» общества и низшего: от бедных крестьян до каторжан, а также взяточничество всех служащих, «работающих только за рубль» и оправдание церковью такого положения вещей.
Но в то, что Нехлюдов поверил в свою вину, решил искупить свой грех и изменить свою жизнь я так и не поверила. Все это казалось каким-то искусственным и показным, хотя герой упорно отстаивал свою точку зрения перед родными, друзьями и всем своим привычным обществом. Да, о невозможности владения землею и о передачи ее крестьянам тут явно говорит Лев Николаевич. Но воплощение этой мысли Нехлюдовым кажется каким-то неумелым опытом, когда герой сам не знает, что и как сделать. Как и то облегчение, которое князь испытал, услышав, что Маслова «отпускает» его, решив остаться с другим. Как-то не вяжется это с его «искуплением».
Мысль о том, что как бы низко не пал человек, но он всегда может подняться и возродиться, показалась мне слишком идеалистической, как и финал произведения, где князь сидит над Евангелием и обретает смысл и некое откровение для начала новой жизни.
271,3K