Рецензия на книгу
Три мушкетера
Александр Дюма
Аноним14 февраля 2021 г.Признание в любви или в защиту «Трех мушкетеров»
Знакомство с «Тремя мушкетерами», признаться, стало для меня большой неожиданностью. Имея представление о нашем советском фильме, который – до (относительно) недавнего момента - лишь раз смотрела целиком и сотни – отрывками, я никогда не любила эту историю настолько, чтобы руки потянулись к произведению. В мои нынешние 18 лет мне то казалось, что я давно переросла привычный всем 11-и или, в крайнем случае, 14-и летний возраст для которого (и лишь для него одного, по моему прежнему убеждению) увлечение «Тремя мушкетерами» может быть характерной чертой; то мерещилось, будто мне – девочке – история четырех, пусть очаровательных, но все же военных на службе у короля покажется скучной. Однако что-то сломалось в этом январе, и, привороженная к экрану (так внезапно для себя самой), где сотый раз крутили старый фильм, я порывисто отодвинула в сторону все книжные планы и достала Дюма из недр дедушкиной библиотеки. И понеслась…. так что случилось это спонтанно. И вот я тут – со своей первой рецензией – чтобы поблагодарить Фортуну (которая нашла для меня время, хоть я и родилась несказанно далеко от Гаскони) и случай.
Без дополнительных предисловий: я влюбилась. В текст, в ритм, в построение сюжета, в скорость повествования, в хронологический срез романа, в локации и, конечно, в героев. Поговорим сегодня только о главных действующих лицах – иначе, боюсь, текст будет чересчур объемным… итак:
Ну безусловно идеализировать их смешно! Я прекрасно вижу, насколько сомнителен каждый из героев: честолюбие и некоторая даже продажность Портоса, экзальтированность и самолюбие д`Артаньяна, полное демонов устрашающее спокойствие Атоса, кокетство и лукавство Арамиса… герои далеки от безукоризненных идеалов, а бесконечные пьянки, убийства и систематическое нарушение закона только подтверждают домыслы разочарованных читателей о попытке иронично изобразить компанию беспощадных маргиналов… но, быть может, именно симбиоз этого бесчинства со статью, парадоксальным благородством, авторским восхищением, которое, несмотря на иронию, Дюма столь явно испытывает к своим героям (давайте вспомним описание Атоса и не будем оспаривать очевидность этого факта) и заставляет нас (тех, кто и не ждал встретить на страницах авантюрного романа рыцарей на белом коне) моментально полюбить эту разношерстную неразлучную компанию? Ведь их пороки делают их такими живыми, их безнаказанность красноречивее прочего вещает о свободе – свободе тела и духа, их беззаботность олицетворяет веселье, их – столь очаровательные, вопреки всему – разгулы буквально воплощают странный, на моменте завязанный гедонизм. Это не история о Справедливости и Героях, что для спасения Человечества временно сняли нимбы и отцепили белоснежные крылья, со вздохом схватившись за мечи (в данном случае – шпаги) Небесного Воинства, и встали на защиту Высоких идеалов – отнюдь. Это история – приключение: она о дружбе, что глубже и крепче любви, о солнечной Франции, о жизни, которой отдаются с мальчишеским смехом на устах, она об азарте, об упоительной вседозволенности, которую, однако, сдерживает личный непреступный кодекс чести. Она о любви, ради которой стоит развязать войну (вспомним на минуту английского герцога – блистательно и такого притягательного, несмотря на его сумасбродство, что на краткий миг хочется сделаться испанкой у французского престола, чтобы только почувствовать – на секунду! - такое же поклонение, преисполненное романтики, поклонение несгибаемой силы!), она о шахматных партиях, в которых разыгрываются страны и судьбы, она о вечном превосходстве чувств над разумом... и это прекрасно. Это гимн солнечной Франции, хорошим винам, острым шпагам и верности – чему? друг другу и… себе! – четырех сердец, которые (простите за излишний пафос и патетичность, но я не могу иначе) бьются в унисон, образуя некий единый организм, одно великолепное существо.
И вы – думайте, что хотите: те, кто давно вырос душой – о разочаровании в мотивах и поведении главных героев; те, кто, дочитывая главу летом на даче, бегут стругать шпаги из наломанных в лесу веток – что старшим не понять рассчитанного на вас, мальчишек и девчонок с ободранными коленками, текста… а я – я влюблена. Я влюблена до безумия и отныне предана Дюма и четырем маргиналам, пьяницам, балагурам, пройдохам – четырем лучшим шпагам Франции 17 века: Атосу, Портосу, Арамису и д`Артаньяну!
6753