Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
AdamDzhensen12 февраля 2021 г.Ремарк как обычно мастерски работает с контрастами. Его иронично-циничные диалоги как будто специально написанные для нуара с Богартом и Бэколл балансируют на самом конце острия, когда внизу пучина пошлости.
В этот раз поначалу кажется, что тут чуть больше позы, чуть больше бравады чем требуется, но, ретроспективно окидывая взором уже прочитанное у писателя ("На западном фронте без перемен", "Время жить и время умирать", "Чёрный обелиск"), понимаешь, что Ремарк всегда дозирует градус бравады и цинизма в прямой зависимости от возраста и обстоятельств протагониста.
И когда во второй половине, по возвращении Равика в Париж, Ремарк отодвигает уже налипший на зубах обречённый роман в сторону, книга начинает играть новыми красками - жалость к себе положена на дальнюю полку (где ей и место), остаётся только стоицизм, только хардкор.
А когда Равик встречает своего мучителя, гестаповца Хааке произведение зажимает в стальные тиски и не отпускает до самого финала, который, с его проездом по погрузившемуся в беспросветную мгу Парижу, делает с читателем приблизительно то же, что ранее сделал Равик с лицом Хааке. Но по крайней мере у Равика всегда будет Париж.
Содержит спойлеры5235