Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер страшного суда

Лео Перуц

  • Аватар пользователя
    Аноним11 февраля 2021 г.

    Мистическая не мистика

    Под личиной детектива скрывался психологический роман с мистической составляющей, с экскурсом в Средневековье и неожиданной концовкой. И всё вроде бы не плохо, но эта манера... Для меня такая очень эмоциональная подача, с преувеличениями, с хватаниями за сердце, учащенным дыханием и прочими демонстрациями чувств, выглядит как спектакль, в котором задействованы актеры, склонные переигрывать. Это сугубо субъективное, но подобную манеру изложения я крайне не люблю. Искусственно всё, поэтому не получается проникнуться и сопереживать.

    А история загадочная. Собрались тут знакомые помузицировать в доме у одного известного актера. Светское общество, Вена начала двадцатого века - сцена происходит в соответствующем антураже и в духе времени: звуки пианино, дым табака, антикварная обстановка, манерность речей и движений. Вечер как вечер, но ощущение тревоги не покидает. А тут ещё гроза надвигается осенняя. Тем временем актер рассказывает странную историю, произошедшую с одним его знакомым морским офицером и его младшим братом. Однако общество не надолго задумывается, разве что странный инженер проявляет большой интерес, но разговор переводится на предстоящую премьеру и новую роль актера. Он уходит для подготовки, чтобы показать как именно нужно играть Ричарда III, но внезапно происходит трагедия. Самоубийство? причина вроде бы была, но актер так и не узнал о ней. Убийство? Но комната была заперта, а все окна закрыты. Загадочно? О, да!

    Дальше идёт расследование. Вот тут был ещё один момент, из-за которого ещё снизила оценку - брат жены погибшего актера обвиняет барона, у которого раньше был роман с ней и который её по-прежнему любит, в убийстве. И вроде улика есть, но версия не выдерживает никакой критики, так как барона в комнате не могло находиться. Никак. Однако Феликс настаивает. Вся эта длинная сцена с обнаружением места преступления, уликами и обвинениями выглядит абсолютно неестественно и наигранно. Особенно это внезапное "Уходите отсюда!" от новоиспеченной вдовы. Реалистичная детективная составляющая Лео Перуцу, на мой взгляд, совсем не удалась. Зато мистическая и психологическая очень даже хороши. Особенно представление о природе зла, то, что его корни сидят в каждом из нас, и неминуемое наказание. Тут очень хорошо увязана мистика, древняя тайна, человеческая природа и легенда Страшного суда. и атмосфера, конечно, мастерски создана - она почти мрачновато-готическая, тревожная, пропитанная ядом вины и сомнений, игрой воображения и кошмарами из прошлого. Ну и... Всё в итоге зачтется. За все грехи придется заплатить.

    В послесловии Лео Перуц расставляет всё по своим местам. И фантастика с мистикой исчезают. Зато новые краски обретает идея "внутренних демонов", которые в итоге могут подстегнуть сознание к самым вычурным формам восприятия, как нашего барона фон Поша. А Мастер Страшного Суда придет к каждому.

    44
    1,4K