Рецензия на книгу
О любви и прочих бесах
Габриэль Гарсия Маркес
Аноним8 февраля 2021 г.Кто они – демоны?
Есть в романах Маркеса нечто особое и притягивающее. То ли тот самый магический реализм, что способен превратить обычный на первый взгляд сюжет в философскую притчу с печальным концом; то ли сила слова, впервые повстречав которое – уже не можешь остановиться, пока не проглотишь роман до конца; а может – и то и другое взятое вместе. «О любви и прочих бесах» - история о любви и одиночестве, силе предрассудков и суеверий, приправленных значительной долей особого латиноамериканского колорита. Как всегда, роман воплотил в себе все характерные черты творчества автора: с его романтически-печальной тональностью, лирической меланхоличностью. Поэтому книга понравиться поклонникам Габриэля Гарсия Маркеса, те же, кто не особо воспринимают подобный тип литературы – могут смело проходить мимо.
Итак, Марию Анхелу – девочку из богатой аристократической семьи кусает внезапно возникшая на рынке собака. После чего окружающие начинают замечать её довольно странное поведение. У девочки развивается водобоязнь, что считалось несомненным признаком одержимости Дьяволом, и тринадцатилетнюю героиню запирают в камере женского монастыря. Спасать душу и тело маркизы призван молодой отец Каэтано. Между ними возникает взаимная страсть – молодые люди оказываются под властью демона, который сильнее веры и доводов разума. И этот демон – любовь, взаимное притяжение. Покорённый Марией Анхелой Каэтано де Ла Крус делает всё возможное, дабы спасти любимую – на сей раз от людских предрассудков и поспешных решений.
Весьма символично, что в какой-то момент всё переворачивается. Попавшие под силу религиозных убеждений и предрассудков окружающие сами превращаются в тех самых демонов, ибо ослеплены сильным желанием «излечить» от бесов «больную». И, кажется, выхода нет. Церковь настаивает на изгнании дьявола, людская молва полнится слухами о дьявольских проказах, что в геометрической прогрессии происходят в округе. А вместе с ними – растёт и гнев. Человек всегда боялся неизвестного, а то, что вызывает у него страх – неумолимо истреблял. И вроде читатель уже знает концовку – автор заблаговременно намекает на неё ещё в предисловии, и всё равно – метаешься в сомнениях, надеешься на чудо. Кто знает, может быть оно уже само по себе произошло?
Чудо – сама главная героиня. Та гордость и беспристрастность, с которой Мария Анхела терпела все унижения, склонилась судьбе, вынося издевательства монашек-прислужек, настоятельницы монастыря, окружающих. Автор, на мой взгляд, тем самым хорошо показал саму суть эпохи – покалеченных людей, что таят в себе злобу и страх, и тех, кто просто склоняется перед силой. Многие вполне обоснованно сравнивают происходящее со средневековой инквизицией, хотя и разница между эпохами – целых 400 лет. Да, время похожее: XVII – XVIII века для Латинской Америки – безудержное стремление католического клира к фанатичной христианизации местных, жажде богатства и власти.
Маркес бросает вызов: нравам, лживым ценностям, целой эпохе. Но вместе с тем подобно своей героине – им же склоняется. Здесь нет Жанны д’Арк, героев-революционеров и им подобных – это не в его стиле. Здесь протест тихий, безмолвный. Читателя не «кормят» уже готовыми идеями и убеждениями – он сам должен к ним прийти. И в этом – очередная сила Гарсия Маркеса.
12460