Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Theatre

W. S. Maugham

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2012 г.

    Она была актрисою, и даже за кулисами
    Играла роль, а зрителем был я.
    В душе ее таинственной мирились ложь и истина
    Актрисы непростого ремесла.
    Ему единственно верна хотела быть она...


    Каково это, когда вся жизнь - искусство, игра?..


    Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность.


    Каково, когда вся жизнь - игра и притворство? Граней просто нет. Даже любовь - самое чистое чувство на земле, и то - иная, любовь светской пары... Она строится не на чувстве, а на популярности, ею жонглируют, играют, заботясь о том, как бы повыгоднее высветлить перед всеми.


    Пойди на премьеру, посмотри, как все эти дамы и господа из общества толпятся вокруг фотографов, все эти министры, судьи и прочие. Они делают вид, будто им это ни к чему, но надо видеть, какие позы они принимают, когда им кажется, что фотограф нацелил на них объектив.


    Джулия и Майкл, они не живут, они - играют. Ненастоящие искусственные, самолюбивые куклы. Каждый них играет свою незаменимую, неизменную, вечную роль.


    Джулия опустила на миг ресницы, затем, подняв их, поглядела на юношу с тем мягким выражением глаз, которое поклонники называли её бархатным взглядом. Она не преследовала этим никакой цели, сделала это просто механически, из инстинктивного желания нравиться.


    Они играют с другими, играют друг с другом, стерев всякую грань. Однако простые, человеческие желания не чужды даже вечным актерам. Им тоже иногда хочется искренности, реальности, честности... Хочется того, чего в их жизни никогда не было. Но не так уж просто теперь избавиться от сущности актера, не так просто начать настоящую подлинную жизнь, особенно, когда ты ее не знаешь... Даже себя не знаешь... Майкл и Джулия - великие актеры. Это актерское мастерство, это искусство, на котором изначально строились отношения самого красивого мужчины страны и самой талантливой и красивой актрисы заслонили всю их человечность. Они и сами не знают, где играют, а где — живут.


    Джулия была так довольна разыгранной ею мизансценой, что, войдя в комнату и, пожалуй, излишне громко защелкнув дверь, она гордо прошлась взад-вперед, милостиво кивая направо и налево своим раболепным вассалам. Она протянула лилейную руку для поцелуя трепещущему старому мажордому (в детстве он часто качал её на колене), и, когда он прижался к ней бледными губами, она почувствовала, как на неё что-то капнуло. Слеза.


    Для начала новой жизни Джулии надо приложить максимум усилий: познать, открыть саму себя, не как светскую львицу, а как женщину, как человека, простого человека из толпы - таких она видит почти ежедневно, перед ними играет свои роли. Теперь дело только в том, выведет ли Джулия бесценный талант из собственной жизни, сумеет ли прочеркнуть грань? Станет ли актерское мастерство действительно мастерством - работой, применяемой только на сцене? Сумеет ли она сыграть новую, настоящую роль, прожить ее, возродиться? Перерастет ли? Или ей так и суждено быть куклой, окружать себя лишь минутными, ненастоящими (как и она сама) наслаждениями и соревноваться в игре даже с собственным мужем?


    Джулия ощутила, как её внезапно залила горячая волна симпатии к этой огромной безымянной толпе, к публике, которая существует лишь затем, чтобы дать ей возможность выразить себя. Вдали от всех, на вершине своей славы, она рассматривала кишащий у её ног, далеко внизу, людской муравейник. У неё было удивительное чувство свободы от всех земных уз, и это наполняло её таким экстазом, что всё остальное по сравнению с ним не имело цены. Джулия ощущала себя душой, витающей в райских кущах.


    Кто же победит в противостоянии — простая женщина или великая актриса?

    Мир подобен театру. Чтобы играть в театре с успехом и похвалой, берут посильные роли. В театре актера хвалят не за знатность личности, а за то, насколько удачно он сыграет эту личность. Я долго думал об этом, и после ряда испытаний самого себя, увидел, что в театре мира не могу удачно представить ни одну личность, кроме одинокой, простой, низкой, беззаботной. Я выбрал для себя эту роль, и я счастлив.
    (с) Г. С. Сковорода

    103
    627