Рецензия на книгу
Behind the Beautiful Forevers: Life, Death, And Hope In A Mumbai Undercity
Katherine Boo
Аноним8 февраля 2021 г.Каждое произведение искусства, будь то фотография, картина, книга, каждое упоминание, вообще всё, что привлекает внимание к проблемам стран третьего мира и их жителей - это очень ценно. Это крупицы, способные, собравшись в одно целое, что-то изменить в лучшую сторону. Это надежды на будущее для людей, которым не повезло родиться в чудовищных условиях, и, пока их западные сверстники осваивают велосипед и компьютер, они сами вынуждены постигать в лучшем случае сортировку мусора. И чем больше людей узнает об ужасах, творящихся, например, в трущобах Мумбая, например, из книги Кэтрин Бу, тем больше шансов на то, что всё изменится. И с этой точки зрения книга кажется крайне полезной и информативной. Но это не отменяет того, что как художественное произведение она крайне посредственна.
Не так давно, в нулевых, журналистка The New Yorker Кэтрин Бу полюбила индийца, университетского профессора и так же, как будущий супруг, озаботилась вопросами благополучия простых жителей Индии. Будучи авантюристкой и настоящим журналистом, она три года прожила в трощобах, где написала этот документальный роман, повествующий о жуткой повседневности: беспросветной нищете, голоде, болезнях, огульной клевете, повсеместной коррупции и многом другом. То есть белая женщина не заехала в трущобы на час, источая аромат ланком и раздавая шоколадные конфеты в обмен на рассказы и фотографии, она поварилась в этом котле, и её герои - реальные люди.
Но именно документальность, странно сочетающаяся с художественностью, книге на пользу не пошла. На протяжении всего чтения, особенно поначалу, создаётся полное впечатление того, что читаешь какую-нибудь беллетризованную энциклопдию. Ту же "Аванту плюс".
Многочисленные сноски с пояснениями, вместо гармоничного встраивания этих пояснений в текст, это впечатление только усиливают. Сравните:
Большинство таксистов, выпив чай из пластиковой чашки и съев самосу[27], бросали мусор прямо себе под ноги.- Самоса – небольшой треугольный пирожок с начинкой из овощей с пряностями.
Большинство таксистов, выпив чай из пластиковой чашки и съев истекающую пряным мясным соком треугольную самосу, бросали мусор прямо себе под ноги.А если это всё таки приближенное к энциклопедической справке повествование, откуда тогда все эти интимные подробности - мысли и переживания героев с явными домыслами автора. Это же не документация, та же Айша явно не говорила автору: "я думаю так-то и так-то, потому что я алчная, а ещё у меня жажда власти".
И вполне можно было писать роман, не оглядываясь на строгое буквенное соответствие с реальностью и не вдаваясь в сноски. Мы и так прекрасно понимаем, что в этом богом забытом квартале на самом деле так всё и есть, если не ещё хуже. Там дети кончают с жизнью, выпив крысиного яда, потому что больше не могут. Там идиотка-соседка на самом деле может совершить самосожжение только для того, чтобы отомстить более благополучной семье из зависти. Там родители на самом деле не знают дат рождения своих детей, зато можно купить любое свидетельство - хочешь работать как взрослый - будешь совершеннолетним; хочешь облегчить сыну пребывание в тюрьме - напишут, что ему семнадцать. И вообще на взятки нужно начинать копить с раннего возраста, потому что их не просто берут, а требуют, начиная с врачей, заканчивая госчиновниками. И рыбий жир производства Индии лучше не покупать. Ауж договорные браки и положение женщин на этом фоне - просто конфетки.
Но повествование получается достаточно странным - и не документальным, и не до конца художественным. Потому что Кэтрин Бу - не романист, а журналист. И это, к сожалению, очень чувствуется.11569