Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Железные франки

Мария Шенбрунн-Амор

  • Аватар пользователя
    Аноним6 февраля 2021 г.

    И нет той Земле покоя...

    Юная и милая княгиня Антиохийская - ценная фигура на шахматном поле Утремера Заморья - Земли Франков, выгрызенной первым крестовым походом у неверных. Она очень набожна, прилежна, преданна, благовоспитанна, искренна, умна и очень любит своё княжество. Но самая большая ее страсть - ее муж - Раймонд Пуатье.
    Благородный и мужественный князь Антиохийский - идеальный образчик рыцарства 11 века. Он могуч, предан своему делу, по-отечески заботлив о своих воинах, непреклонен и упрям, и любит свою жену. Но самая большая его страсть - честолюбие.
    Но эта история - она не про любовь (не только про любовь), а про обреченный Утремер, и Антиохийское княжество как его часть. И про то, что как бы судорожно не пытался человек что-то изменить, есть силы, переломить которые он не в состоянии. Человеческие потоки проходят через зыбкую пелену древних земель и тают в ней. Какие-то из них оставляют в нашей памяти имена, какие-то остаются навек безликими и безымянными. Автор вдохнула жизнь в некоторых из них и получилось очень достойно.
    Если приглядеться, то можно рассмотреть образы Констанции и Раймонда через призму отношений Европы и Заморья. Их история неотделима от истории второго крестового похода, в котором все тридцать три несчастья объединились, чтобы погубить франкское королевство и главных героев. Нельзя представить как сильно нужен был этот поход изнемогающим Антиохии, Эдессе, Триполи, Иерусалиму. И невозможно представить как губителен для них он оказался. А отголоски этой далекой драмы до сих пор слышны на Востоке.
    Работа грамотная, зрелая, с хорошей исторической базой. Хорошо выписаны не только образы франков, но и их соседей и исходя из обстоятельств союзников/врагов - Константинополя, Алеппо, Дамаска, Киликии. Мне очень нравится как автор умеет не скатываясь в банальности передать смысл так, что начинаешь ощущать его совершенно естественным, а не навязанным.
    А слог автора меня покорил еще в предыдущих ее работах, такой мягкий юмор, не сарказм, не искристый, а наполненный каким-то житейским уютом.


    Изабо советовала класть за едой руку на грудь и молиться святой Агате: "Святая девственница Агата! Увеличь мои перси каждым куском. Аминь!" – а в ожидании непременной помощи мученицы, которой римляне-язычники отсекли груди и потому, несомненно, сочувствующей мучениям плоскогрудых девиц, напихать за пазуху тряпицы. Рельефный силуэт Изабо наглядно демонстрировал небывалую меру благоволения святой Агаты к девице дю Пасси

    или


    К несчастью, шальной девице дю Пасси сильно недоставало ума, скромности и гордости. Но Божьим провидением рядом с ней Констанция. Княгиня изо всех сил будет оберегать сироту. Изабо, конечно, легкомысленное создание, но она – истинный пример того, что Господь по непостижимой милости награждает недостойного и небрежного таким даром, какого никогда не добиться самому добродетельному и старательному: у пустоголовой лентяйки оказался изумительный контральто, глубокий, страстный и волнующий. Что бы она ни пела – "Приди, Дух Святой" или кансоны труверов, простушка выводила мелодию с таким проникновением и умудрялась изливать в ангельских звуках такие чувства, что невольно наворачивались слезы. Грануш ворчала, что даже в божественные псалмы негодница умудряется вкладывать греховный соблазн, но соблазн вкрадывался сам собой, и не только в голос Изабо, но и в уши слушателей
    23
    832