Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним26 августа 2012 г.Чуть сладковатый запах тления и мрачная, чарующая красота причудливо сплелись в одно целое в этом романе Мисимы. Нервная, безумная любовь человека к такому, казалось бы, абстрактному понятию прекрасного, жизнь, потраченная на ее бесконечный поиск – все это бесконечно далекая ментальность, которую сложно понять и принять европейцу. Но вся эта жестокая прямота и смертельная нежность гипнотизируют, и не поддаться очарованию книги сложно.
Этакое «Тварь ли я дрожащая…» на японский лад. Западная культура больше направлена извне, на людей, окружающих человека, а материальный мир воспринимается больше как фон или источник средств для достижения своих целей. Неудивительно, что тот же Раскольников для своего рода самоутверждения выбрал одушевленный объект. Восточная же культура больше склонна к созерцанию, важно не столько показать другим себя, сколько заглянуть внутрь. Поэтому Мидзогути очарован возможностью разрушить что-то более конечное, чем просто человеческая жизнь.
Контраст между существованием Храма и человеческой жизнью несомненен: может показаться, что человека убить очень легко, но это ошибка, над ним ореол вечной жизни; в то же время красоту Золотого Храма, представляющуюся несокрушимой, вполне можно стереть с лица земли. Нельзя вывести с корнем то, что смертно, но не так уж трудно истребить нетленное. Как люди до сих пор не поняли этого?Открытие овладевает сознанием Мидзогути, стирая все остальные события его жизни. И вот он приводит свою идею в жизнь, но что же дальше? Ответа нет. Все потому, что его призрачный идеал - вовсе не похож на золотого феникса с крыши храма, после огня останется только пепел и пустота. Ведь сколько бы людей не стремились к этому, невозможно поработить красоту, уничтожив ее. Зато очень просто уничтожить себя.
2039