Рецензия на книгу
Введение в буддизм. Курс лекций
Евгений Торчинов
olastr25 августа 2012 г.Очень правильное собрание лекций по буддологии, которое может помочь и тому, у кого нулевые знания по вопросу, и тому, кто имеет набор несистематизированных представлений о буддизме. Само название «Введение в буддологию» говорит о том, что автор не стремится изложить буддизм как какую-то единую концепцию. Более того, он отмечает, что само по себе слово «буддизм» имеет западное происхождение и возникло в XIX веке, на Востоке же нет какой-то единой религии под таким названием. Там говорят: Дхарма, учение о Дхарме, учение Будды, и это учение имеет множество направлений, о которых Евгений Торчинов и дает представление.
Книга хорошо структурирована и может использоваться также в качестве справочника. Автор начинает с истории возникновения буддизма и его развития, затем дает обзор основных направлений и их принципиальных различий, а потом более подробно рассматривает каждую школу в отдельности. Пересказывать содержание и давать свое понимание прочитанного, пожалуй, не имеет смысла. Далее следует экскурс в историю изучения и буддизма и завершается книга приложением, содержащим некоторые основополагающие буддистские тексты. Так как Евгений Торчинов китаевед и переводчик с древнекитайского, то он использовал китайские источники, что само по себе интересно, потому что раньше российские буддологи больше внимания уделяли изучению тибетского буддизма.
Эта книга может стать хорошей отправной точкой для более подробного изучения заинтересовавшего направления буддизма. Получив базовые сведения об основных идеях и терминах буддизма, можно обратиться к первоисточникам, список которых прилагается к каждой главе. Правда, буддизм – та религия, которую невозможно постичь без практики, ее теоретическая база сложилась достаточно поздно и, по большей части, с целью полемики с представителями других религий. Для последователей же Дхармы приоритетом служит психотехника, при помощи которой и добываются те сведения, которые становятся базисом для логико-дискурсивного обоснования учения. Сложность в том, что словами пытаются описать то, что лежит за пределами слов, отсюда и множественность направлений, путаница терминов и трудности интерпретации для западной науки, стремящейся объяснить учение Будды в терминах своего дискурса.
«Истинная реальность не может быть описана и обозначена. Она, в принципе, несемиотична и недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении»
Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра (сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром), перевод Е. Торчинова
241,1K