Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Siddhartha - Bilingual Edition, German & English

Hermann Hesse

  • Аватар пользователя
    Аноним25 августа 2012 г.

    ОМ! Молодой человек, родившийся в очень обеспеченной семье, что крайне редкое явление того времени, заскучал и, покинув родителей, отправился бродить вместе с бомжами по стране. Вместе с ним отправился его верный почитатель – другой молодой человек. Бродить с бомжами вскоре надоело, поэтому начались поиски новых развлечений. Поглумившись над встреченным в шатаниях Буддой, самолюбование достигло наивысшей точки, духовность приелась, поэтому молодой человек отделался от слуги и отправился искать развлечений. Торговля, вино и проститутки захватили его на долгие годы, оно и понятно. Потом он снова заскучал и начал искать уединения. Сделав проститутке ребенка, он устраивается жить на берегу реки вместе с местным стариком-молчуном. После смерти матери ребенка вынужден принять на себя заботу о мальчике. Отец он, естественно, никакой и сын от него сбегает. Он еще раз всех полюбил (читай «на всех наплевал») и, встретив вновь своего слугу, открылся ему - вот он я, Новый Христос, Будда, Харирама! А никто и не заметил. Мудрость нельзя передать. Ее нельзя высказать и нельзя научить ей. Если человек мудр – он об этом скажет. Верьте ему на слово. Давайте все дружно произнесем «Я мудр!». Смотрите, сколько нас стало, таких Мудрецов. ОМ!

    ОМ! Ничего нет революционного в простом понимании того, что каждый становится лохом на собственной шкуре. Личностная самоиндефикация для современного человека не такое уж завоевание ума. Это всего лишь освобождение личности от могучего стадного инстинкта. Ведь очевидно, что каждое восприятие, каждая религия определяется в первую очередь толпой преобладающих типов людей, которые своей массой влияют на других. Остается только найти свое. Родился ты в христианской среде – вот и бегаешь, замаливаешь грехи. В буддийской – ищешь покоя и умиротворения в общем пофигизме. Попал на livelib.ru – начинаешь читать всякие голодные игры или делириумы. Вырос среди каннибалов – чавкаешь вместе со всеми или тебя съедят самого. Спасение, нирваны, одобрения Аллаха можно достичь в любой среде, если ты должным образом развит и не позволяешь среде ломать твою натуру. Среда должна помогать развиваться, а другие люди – достичь равновесия. В поиске своего я (читай «стирании своего я») и заключается процесс. ОМ!

    Обозвав своего героя Сиддхартхой, Гессе попытался поглумиться над Буддой. И здесь же недалекого ума Говинда, его верный Санчо Панса, представляющий всю индуистскую паству. Буддизм и индуизм отправляются в поисках спасения бродить по миру – с таким же успехом можно рассказать как Христос 560 лет чистил у Будды нужники, прежде чем научился должному смирению и переродился. Найти «трещину» в буддизме посредством отсутствия в нем пути к спасению – с таким же успехом можно бабушку обвинить в отсутствии у нее мужского полового органа. Откровенное заигрывание с христианским контингентом читателей, многие понятия типа термина «грех» даются в таком виде, что наводит на мысль о желании придать произведению вид чтения для широких масс.

    ОМ! Непременное чудо присутствует на протяжении всего повествования, ГГ периодически вытаскивает волшебную палочку с неизменным «Аллохамора» и старый саман замолкает, подчиняется ему. И проститутка влюбляется в него, хотя признается сама, что это скорее всего потому, что тот симпатичный мужчина. ГГ бродит по свету, ухмыляется, гоняет гусей, занимается самолюбованием. Он типа ищет глубинный смысл, но на самом деле он у него есть от рождения, так как он ни разу в глубине души не сомневался в своем божественном предназначении. Тайное знание своей сути – никогда никому не говори, что ты Бог, наслаждайся этим знанием в одиночку. Откуда это знание? От эгоизма, глупости и инфантильности. Добровольно взятое на себя сумасшествие.

    Со временем к ГГ приходит «искусство думать, ждать и поститься». О чем он там думает – можно только догадываться или опять же – верить на слово. Ждать – качество созерцания, добрая вещь, необходимая девушкам, ждущим парней из армии или ментам, сидящим в засаде у мясокомбината. Аскетизм же в данном случае –это та же наркомания или пьянство. Человек доводит себя до некоего непотребного состояния и наслаждается видениями. Одурманивание мозга – это не уход от собственного «я» как таковой, это переход к другому «я», немного отличающемуся, но и это состояние может стать привычным. ОМ!

    Метание между крайностями, присущее Будде на пути прозрения, здесь приобретает характер игры и приводит к мыслям о бессмысленности существования. Очень нелогично - чтобы понять, что «мирские соблазны к добру не ведут» (опять же слово «добро» режет уши) – нужно все пощупать своими руками. Но вот в то, что «мысль о самоубийстве глупа» – в это ГГ верит путем очередного волшебства. А зря. Вскрыл бы себе вены – сразу все бы стало ясно. ГГ ни разу на своем пути не встретил маньяка-одиночки, желающего плоти, рекрутера, ищущего свежего солдатского мяса, врача, желающего продать кого-нибудь на органы. ГГ – он такой, он особой дорогой ходит.ОМ!

    Символично, что ГГ – это «главный герой», но в данном контексте это может быть и «Герман Гессе».
    В общем и целом – произведение не очень умная ересь, очередная гессевская сказка.
    Пришествие нового Христа, Будды, чего там еще - не удалось. ОМ!

    67
    716