Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек из красного дерева

Андрей Рубанов

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2021 г.

    Не Буратино и не энты

    Андрей Рубанов, живописатель "лихих 90-х" и закулисья банкиров и бизнесменов, в последние годы совершил впечатляющий поворот к теме язычества, принятия христианства и славянской культуры в целом. Сначала был сценарий к откровенно клюквенному фильму "Викинг" с Козловским, затем авторская интерпретация народных сказок "Финист – ясный сокол", а теперь и воссоединение прошлого с настоящим. В основе романа реальный факт: в 1722 году по приказу Синода из церквей вынесли статуи святых и божеств, которым поклонялись наравне с иконами. Автор представил, что могло бы случиться, если бы идолы ожили, спрятались среди людей и дотянули до нынешних дней, разыскивая друг друга. Шутки про Буратино и энтов отставить!

    Получилось сочно, правдоподобно при всей фэнтезийности и глубоко. Рубанов исследует не только тему сохранения языческой культуры при, казалось бы, доминировании православия (мотив далеко не новый, но от этого не менее интересный). Он рассуждает о созидательной силе творчества (по сути, главный герой возвращает к жизни древнюю богиню Мокошь) и, соответственно, возникающем противоречии с Богом, отшельничестве, правах в широком смысле слова ("деревянные" задумываются и о легализации, словно азимовские роботы со своими "законами"), осознанном существовании, бессмертии и в то же время хрупкости бытия. Идолы не умирают, но подчиняются реалиям нашего мира: могут сгореть или рассыпаться. В общем и целом, "Человек из красного дерева" получился удачным сплавом современного большого романа, фантастики и детектива с очевидным послевкусием на "обдумать".

    14
    1,4K