Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Процесс

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним1 февраля 2021 г.

    Человек- бесконечный Процесс.

    Душно, беспросветно, страшно - слова, которые органично описывают две вещи: роман "Процесс" и жизнь Франца Кафки. Главный герой испытывает кризис самоидентичности, вызванный общественной деструкцией по отношению к нему.

    Это произведение описывает, как мы опираемся на моральные институты, на положение в обществе, на семью и "других" так сильно, что теряем свою идентичность и самосознание. Чем больше мы существуем для других, тем меньше существуем для себя. Бесконечное оценивание и объективизация заставляют человека потеряться в себе и в своих истинных желаниях, и мыслях. Я не считаю, что главным лейтмотивом произведения является бюрократия и роль всевидящего государства в жизни человека. Но то, что история романа хорошо ложиться на современные реалии правовых систем - подчеркивает, что все наши социальные процессы являются проекцией главного процесса - Человека. Человек - бесконечный процесс, а не объект. Он формирует себя изнутри и извне. Но намного проще опираться на ориентиры общества, нежели искать ответы в себе. Трагедия главного героя в его личном, внутреннем процессе и в том, что он полностью доверился внешним ярлыкам и оценкам, никак не интегрировав их в свой опыт, а бездумно навешивая их один за одним из чувства страха. Страха не перед судом, а перед жизнью.

    В тексте не зря присутствует глава "Поездка к матери". Мать - главная, а одно время и единственная, опора в жизни ребенка. Неудивительно, что К. решил вернуться к самому природному и родному ориентиру. На мой взгляд, Йозеф К. так и не смог до конца родиться как человек. Он принял роль пассивного создания, брошенного в этот несправедливый мир. Утратив, а может так и не найдя то самое, что отличает нас от других живых существ - осознания себя, как индивидума.

    Если захочу вернуться к тексту "Процесса", то обязательно начну именно с "Притчи о привратнике", На мой взгляд в ней наиболее выразительно раскрывается идея преодоления чужих суждений (привратник и ворота) на пути к собственному самомнению и индивидуальности (закон). Человеку легче убедить кого-то в том, что он достойный, чем попытаться убедить в этом себя.

    Произведение актуально не только проблематикой общественного строя, но и личностной трагедией современного человека. Трагедией потери собственного Я- собственного процесса, в мутной и серой канцелярии нашего сознания, среди множества осуждений и приговоров от окружающих.

    6
    602